Проверяемый текст
Погребная, Оксана Сергеевна. Рефлексия как условие формирования адекватной "Я-концепции" педагога (Диссертация 2007)
[стр. 25]

отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков, действий с канонами и социальными нормами, принятыми в обществе.
Рефлексия это также поиски соответствия между строением внешней практической деятельности и внутренней умственной деятельностью
[102, с.
236].
В.А.
Петровский при анализе деятельности выделяет два вида рефлексии: ретроспективный и перспективный.
Ретроспективная рефлексия обеспечивает анализ собственного опыта человека с целью актуализации в нём тех компонентов, которые могут иметь отношение к переживаемым трудностям и ранее могли иметь отношение к различным способам самореализации в условиях профессиональной деятельности, но по каким-то причинам не были в ней задействованы или реализованы малопродуктивно.
Благодаря перспективной рефлексии человек определяет новые направления поиска выхода из создавшейся ситуации.
Перспективная рефлексия реализуется посредством двух функций самоопределения и проблематизации
[123, с.
239].
Следует обратить внимание и на социально-психологический аспект в изучении рефлексии, проявляющийся в процессе общения.
Ряд авторов определяют рефлексию, функционирующую в процессах общения, как отражение человеком внутреннего мира других людей (К.Е.Данилин, Е.А.
Смирнова, А.П.
Сопиков).
В частности, К.Е.
Данилин рассматривал рефлексию как «специфическое качество познания человека человеком, когда субъект восприятия реконструирует в собственном сознании элементы внутреннего мира других людей объектов восприятия»
[78, с.
65]; Г.М.Андреева [там же, с.
69] как процесс зеркального отражения людьми друг друга; В.Н.
Козиев
[119, с.
42] как отражение внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Личностная рефлексия связана с переосмыслением «образа Я», принятием ценностей (в том числе профессиональных), развитием самосознания, детерминирующего изменение личностно-мотивационной
25
[стр. 44]

как о способном на общественно-значимые поступки и действия.
Представления о себе (субъективный образ своего «Я») складываются под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков, действий с канонами и социальными нормами, принятыми в обществе.
Рефлексия это также поиски соответствия между строением внешней практической деятельности и внутренней умственной деятельностью
[130;236].
В.А.
Петровский (род.
в 1950 г.) при анализе деятельности выделяет два вида рефлексии: ретроспективный и перспективный.
Ретроспективная рефлексия обеспечивает анализ собственного опыта человека с целью актуализации в нём тех компонентов, которые могут иметь отношение к переживаемым трудностям и ранее могли иметь отношение к различным способам самореализации в условиях профессиональной деятельности, но по каким-то причинам не были в ней задействованы или реализованы мало продуктивно.
Благодаря перспективной рефлексии человек определяет новые направления поиска выхода из создавшейся ситуации.
Перспективная рефлексия реализуется посредством двух функций самоопределения и проблематизации
[165;239].
JI.B.
Лидак в книге «Педагог как объект научной психологии» выделяет целостную научную модель рефлексии в соответствии с различными ее объектами.
Она складывается из следующих компонентов: I.
Культурно-историческая рефлексия.
Культурно-историческая рефлексия выступает в качестве универсальной структуры, определяющей эволюцию научного знания в филогенезе общества (И.С.
Ладенко, М.С.
Каган, Г.П.
Щедровицкий и др.).
Она ориентирована как на фундаментальные исследования, так и на отраслевые направления.
Как правило, она носит объективный характер [131;8].
Социально-историческая рефлексия направлена на осознание событий и явлений общественной жизни, оказавших влияние на движение 44

[стр.,47]

объектом субъектно-личностной рефлексии, именно они позволяют корректировать содержание, стиль, форму общения (Б.Ф.
Баев, А.А.
Бодалев, А.А.
Леонтьев, В.Н.
Мясищев, В.Н.
Панферов, Б.Д.
Парыгин и др.) [62;45].
Следует обратить внимание и на социально-психологический аспект в изучении рефлексии, проявляющийся в процессе общения.
Ряд авторов определяют рефлексию, функционирующую в процессах общения, как отражение человеком внутреннего мира других людей (К.Е.Данилин, Е.А.
Смирнова, А.П.
Сопиков).
В частности, К.Е.
Данилин рассматривал рефлексию как «специфическое качество познания человека человеком, когда субъект восприятия реконструирует в собственном сознании элементы внутреннего мира других людей объектов восприятия»
[84;65]; Г.М.Андреева [84;69] как процесс зеркального отражения людьми друг друга; В.Н.
Козиев
[163;42] как отражение внутреннего мира партнера по взаимодействию.
Личностная рефлексия связана с переосмыслением «образа Я», принятием ценностей (в том числе профессиональных), развитием самосознания, детерминирующего изменение личностно-мотивационной
позиции (Н.И.
Гуткина, Ю.Н.
Кулюткин, Ф.
Патаки, А.А.
Реан, В.В.
Столин и др.) [9;64;182].
В исследованиях многих авторов представлены разные аспекты личностной рефлексии.
В работах А.Н.
Леонтьева, В.В.
Давыдова отмечено, что рефлексия участвует в регуляции разных видов деятельности, и прежде всего интеллектуальной.
В.В.
Давыдов считает, что формирование «в ходе выполнения учебной деятельности теоретической (содержательной) рефлексии определяет существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы» [131;16].
А.В.
Петровский и М.Г.
Ярошевский правомерно определили шесть позиций личностной рефлексии.
Три из них представляют самоощущения субъектов и три ощущения, возникшие под влиянием другого человека.
Первая позиция определяется реальным местом субъекта в действительности.
47

[Back]