Проверяемый текст
Котенко, Людмила Витальевна; Социализация и воспитание детей в предметно-пространственной среде средствами цветового воздействия (Диссертация 2002)
[стр. 129]

Динамизм трансформации внешкольной деятельности в предметнопространственной среде школьного и внешкольного учреждения должно создавать у ребенка комфортные впечатления и переживания, вызывая привязанность к "новому дому".
Центром формирования гражданского воспитания детей, их ориентации в особенностях использования окружающей действительности могут стать театральная студия, дизайн-студия и студия изобразительного искусства.
В настоящее время в многочисленных публикациях педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается роль среды, разнообразной творческой деятельности детей.
Среди различных публикаций представляют интерес методические разработки
(Н.Н.
Поддьякова и др.), которые вскрывают проблемы предметной среды, содержат психологопедагогические рекомендации, практические советы, адресованные руководителям младших школьных учреждений и дизайнерам, участвующим в проектировании предметной среды образовательных учреждений.
Анализируя современное состояние деятельности воспитательного учреждения
по ориентации детей в окружающей предметнопространственной среде, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
Остановимся на педагогической системе начала восемнадцатого века
"Материнская школа" (Я.А.
Коменский).
Автор в рекомендациях
том, в каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни они оказались усвоившими эти упражнения”, затем, в поучениях, Ж.
Жак Руссо в своем, всему миру известном
"Эмиль, или о воспитании” ставит вопросы ориентации детей в цвете ближайшего окружения, в том числе посредством эстетизации дополнительным внешкольной деятельностью произведений изобразительного искусства.
На конец 18 и начало 19 века приходятся наиболее известные направления, связанные с организацией образовательно-воспитательных
129
[стр. 223]

• приобщение детей к произведениям классической и современной отечественной литературы; • использование лучших образцов детской литературы, ориентирующей детей посредством цвета, на общечеловеческие ценности, расширяющие общий кругозор ребенка; • изменение в организации цветовой среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности с цветом в ближайшем окружении, а также свободного творчества детей в области цвета, в соответствии с их желаниями и склонностями.
Стратегия и тактика построения развивающей, социализирующей и воспитывающей цветовой среды в дошкольном учреждении ориентированы на вариативность личностно-ориентированной модели социализации и воспитания, содействующей становлению ребенка как личности.
В настоящее время в многочисленных публикациях педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается роль среды, разнообразной творческой деятельности детей.
Среди различных публикаций представляют интерес методические разработки
(Ю.М.
Горвиц, Т.И.
Ерофеева, Е.В.
Зворыгина, С.Л.
Новоселова, Н.Н.
Поддьякова, Л.Д.
Чайнова и др.), которые вскрывают проблемы предметной среды, содержат психолого-педагогические рекомендации, практические советы, адресованные руководителям дошкольных учреждений и дизайнерам, участвующим в проектировании предметной среды образовательных учреждений.
Анализируя современное состояние деятельности воспитательного учреждения
но ориентации детей в цветовой предметно-пространственной среде, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
Остановимся на педагогической системе начала восемнадцатого века
“Материнская школа” (Я.А.
Коменский).
Автор в рекомендациях
“О том, в каких занятиях постепенно должны упражняться дети с самого рождения, чтобы на шестом году своей жизни 223

[стр.,224]

они оказались усвоившими эти упражнения”, затем, в поучениях, “Каким образом нужно упражнять детей в понимании вещей”, а также в статье “Мир чувственных вещей в картинках” рекомендовал начинать ориентацию детей в цвете предметно-пространственной среды от второго-третьего года до шестилетнего возраста.
Ж.
Жак Руссо в своем, всему миру известном
“Эмиль, или о воспитании” ставит вопросы ориентации детей в цвете ближайшего окружения, в том числе посредством эстетизации дополнительным цветом произведений изобразительного искусства.
На конец 18 и начало 19 века приходятся наиболее известные направления, связанные с организацией образовательно-воспитательных
учреждений для дошкольников.
Это, например “школы” для маленьких детей (в возрасте от 1,5 до 6 лез).
Более того, в деятельности данных “школ” детских учреждений значительное место уделялось подготовке методических рекомендаций: “Об организации детей и среды”, “Обучение посредством объектов мира и природы”, “Обучение посредством картин в целях развития ума и сердца детей” (С.
Уильдерспин).
Другим, не менее известным дошкольным образовательновоспитательным центром следует назвать “Детский сад” (Ф.
Фребель), который напрямую связан с ориентацией детей в цветовой предметно-пространственной среде.
Немалую ценность в этом плане представляет деятельность “Дома ребенка” (М.
Моптессори) организованного в 1912 году.
Педагогические системы, сложившиеся в домах ребенка, направлены на зрительноразличительное восприятие цвета, а именно на воспитание хроматического чувства, на полноценную ориентацию детей в цветовой предметно-пространственной среде.
Система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности семьи и ребенка, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педаго224

[Back]