теории о внешкольной деятельности в процессе гражданского воспитания детей младшего школьного возраста. Постановка соответствующим образом проблемы исследования, с одной стороны, утверждает, что внешкольная деятельность как социокультурный феномен, обеспечивающий свободное развитие интеллектуальной и духовной культуры личности. С другой стороны, вышеназванный процесс предопределяет поливариативность подходов в исследовании, которые раскрывают внешкольную деятельность в традиционном и обновленном видении. Общеизвестно, что, развитие гражданского воспитания детей младшего школьного возраста в новых социальных условиях внешкольной деятельности в условиях современной России заставляет обратить внимание на смысл тех понятий и категорий, которые мы используем при обсуждении этой проблемы, формулировке предложений и оценке того или иного опыта практической деятельности. Это тем более важно, что в обществе и научной литературе имеются неоднозначные оценки ключевых понятий, выходящих на проблему гражданственности. Ученые, политики, общественные деятели и педагоги говорят о необходимости воспитания гражданственности молодежи, связывая решение этой задачи с формированием нравственных качеств личности, исторического сознания, национального самосознания, патриотизма. Звучат разные оценки этих качеств, их значимости и содержания в конкретных социально-политических условиях, сложившихся сегодня. Поэтому проблема уточнения понятийного ряда, который используется при обсуждении проблематики гражданского образования, воспитания гражданственности современной молодежи, стоит достаточно остро. Попытаемся выстроить и кратко охарактеризовать основные понятия, которые, так или иначе, приходится использовать учителям при разработке учебных программ по гражданско-патриотическому воспитанию, методических материалов по гражданско-образовательной тематике, при научно-педагогическом описании практического опыта гражданского 23 |
2. Выявление собственной проблематики цвета 3. Установление места теории о цвете в процессе социализации и воспитания детей. Постановка соответствующим образом проблемы исследования, с одной стороны, утверждает цвет как социокультурный феномен, обеспечивающий свободное развитие интеллектуальной и духовной культуры личности. С другой стороны, вышеназванный процесс предопределяет поливариативность подходов в исследовании, которые раскрывают цвет в традиционном и обновленном видении. Общеизвестно, что, только на фоне достигнутых результатов, можно подчеркнуть значимость современных достижений. Однако, сегодня (чаще всего в газетных и журнальных публикациях) встречаются исследовательские проекты, которые достаточно широко оповещают о “новейшем курсе’' в исследовании цвета. В действительности же, сведения, в большинстве случаев, хранят научные результаты сложившиеся за многие годы. Этот декларированный “обновленный” ракурс, доступный для его освоения широкими массами, размывает концептуальный контекст и предметно-содержательные характеристики продуктивности научных результатов исследования цвета. Так, например, сообщения о различных проблемах цвета чаще всего публикуются в популярных журналах “Отдохни” (№25, 1998.); “Домашний очаг” (№4, 1997); “Флора” (№4, 2000.); “Жилой дом” (№2, 1995.); “Здоровая газета” (№4, 2000.) и т.д. Что касается научного толкования цвета то, разумеется, в энциклопедиях, учебниках, научно-методической литературе хранятся сообщения о том, что цвет в макрои микросоциуме практически всецело влечет за собой физические, биологические, химические, психологические и прочие качественные процессы (Иттен Иоханес. Искусство цвета. 2000 г). Комплекс положений фундаментальной и прикладной науки позволяет обеспечить не только односто21 |