гражданственности, стоит достаточно остро. Попытаемся выстроить и кратко охарактеризовать основные понятия, которые так или иначе, приходится использовать учителям при разработке учебных программ по внешкольной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания, методических материалов по гражданско-образовательной тематике, при научно-педагогическом описании практического опыта гражданского воспитания младших школьников. Обозначим основные связи между этими понятиями и категориями, выделим "болевые моменты", связанные с различной трактовкой гражданственности и гражданского воспитания в обществе. В этих условиях воспитание гражданственности у детей понимается, как приобщение к духовно-мировоззренческим ценностям обучения учащихся “правилам игры” в обществе формально-правовое образование (Филонов Г.Н.). Обращение к сущностным истокам гражданского воспитания, которое предусматривает «гражданство», «гражданственность», «гражданское сознание», «гражданские отношения», «гражданственность» и «государство», «народ». (Этнос, нация). И так, гражданское воспитание в своих сущностных истоках и основаниях во многом зависят от характера социальных отношений ценностно-целевых ориентиров в обществе его духовных нравственных устоев. С позиции основополагающих источников гражданство формальноправовая принадлежность человека к тому или иному государству. Гражданственность трактуется как соборное сознание, традиционное для нашего общества, предполагающее сознание единства народа, общества не только в настоящем поколении, но и с предками, и с потомками. О гражданском сознании говорится, что это усвоенное и принятое человеком личностное отношение к определенному обществу, государству, выражающееся в стремлении активно действовать для его защиты, охраны, 26 |
действия, так как социализация и воспитание в своих сущностных истоках и основаниях во многом зависят от характера социальных отношений, ценностно-целевых ориентиров в обществе, его духовно-нравственных устоев. Например, цветовые предпочтения в предметах ближайшего окружения человека чаще всего свидетельствуют не только о его национальной, но и о региональной принадлежности; цветовая гамма является качественным ориентиром, свидетельствующим о состоянии здоровья человека (Г. Бенджамин, Г У . Бейтс); цвет в религиозных символах является знаковой характеристикой различных направлений в вероисповедании (Н. Вебер, Ю.А. Левада, Д.М. Угринович); в традиционных обрядах общественное мнение требует строгого соответствия цветовой гаммы в одежде, предметах быта, в ритуальных атрибутах (В.Д. Плахов, Е. Шацкий). В этой связи в учебно-методическом пособии необходимо глубокое теоретическое осмысление и гражданской культуры детей, предполагающей необходимые их ориентации в пространственной среде обитания, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают и приобретают знания о разнообразии цвета флоры и фауны, роли цвета в предметах быта (Л.М. Холмянский, A.C. Щипанов), о возможностях цвета в произведениях искусства (Б.П. Юсов); об использовании цвета в архитектурных сооружениях (О.И. Гурьев, В.Г. Грибачев, В. Келлер, В. Лукхардт), особенностях знаковосимволических сопоставлений цветовой символики с реалиями окружающего мира вещей и явлений (Е.Е. Сапогова). Общеизвестно, что цветовые сочетания в государственных символах отражают нормы и принципы политической стратегии и практики. Распространенным является мнение, что цветовая гамма несет в себе символику международных объединений, призванных внедрять в жизнь миротворческие идеи (“голубые” каски, береты) и олицетворяет гуманные идеи у людей, объединенных между собой в группы, согласно общей жизненной ориентации (партия “зеленых” и т.д.) В то же время определенный цвет, избранный в ка |