материала существующего в литературных источниках. Второй, ассоциативный образ возникает на основе конкретного контакта с «героическим» человеком в практике жизни. Эти и другие подходы, раскрывая социально-психологические начала во внешкольной деятельности, акцентируют внимание на важности междисциплинарных связей в процессе комплексирования базы знаний. Причем многие авторы, условно придающие средствам внешкольной деятельности социальную значимость, пришли к этому выводу на основе самостоятельной аналитической деятельности. Так состояние безразличия, духовная бедность у отдельного индивида концентрирует в себе нейтральность в детском поведении. Сегодня, педагогический раздел рассматривающий проблемы гражданского воспитания, включает в себя понимание изобразительного искусства, и как правило, вносятся сведения о соответствующих государственных символах, в учебнике "Рассказы по родной истории” (Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин). Познавательный смысл граждановедческих знаний в литературном жанре искусства включает в себя отражение, какоголибо героического образа, который образовывался ассоциативнообразными представлениями, соответствующими качествами. Конструктивно-утилитарная функция граждановедческих знаний в процессе внешкольной деятельности, как формообразующего элемента, проявляется в познаниях архитектуры зданий. В искусстве выразительное средство живописного искусства всегда остается эмоционально-содержательным, сохраняя определенный смысловой подтекст, смысловую гражданскую нагрузку. Мощное средство гражданского воспитания представляется в политическом, экологическом, нравственно-этическом плакате, неотъемлемой части произведений изобразительного искусства. В театральном искусстве где, как правило, большое гражданское 37 |
выбора определения и создания предварительной базы знаний о цвете. Эти и другие подходы, раскрывая социально-психологические начала в цвете, акцентируют внимание на важности междисциплинарных связей в процессе комплексирования базы знаний. Причем многие авторы, условно придающие цвету социальную значимость, пришли к этому выводу на основе самостоятельной аналитической деятельности. Так состояние безразличия, духовной бедности и нищеты у отдельного индивида с серым цветом ахроматического ряда. В то же время, в природе серый цвет сравнивается с туманом, вечерними сумерками, характеризуя достаточно кратковременное природное явление. В литературном и изобразительном искусстве серый цвет концентрирует в себе нейтральность художественного образа. Это нельзя сказать, в связи с ассоциациями вызванными цветом коричневого ряда. Они условно приближают человека к земле, к ее природным богатствам. Вызванные эмоциональночувственные образы умозрительно связывают человека не только с плодородием, но, и, одновременно, с физическим трудом. Таким образом, как было сказано выше, исследуемая проблема предстает в виде упорядоченной последовательной системы восприятия, осознания, создания социальной модели цвета. В качестве характерного примера, сделаем экскурс в учебную и воспитательную практику обучения, где коричневому цвету отдавалось соответствующее предпочтение. С особой уверенностью можно сказать, что в прошедшее десятилетие этот цвет входил в состав обязательной форменной одежды школьников. В эти годы, как очевидно, за счет активного внедрения в массы форменного цвета одежды в различной учебной практике, происходила рациональная социализация и воспитание различных категорий населения. В теории и практике имеет место, расширенное толкование проблемы цвета. Преобладание выше приведенных научных сведений об исследуемых сторонах цвета, как правило, акцентирует трактовку одного научного взгляда о психолого-иедагогической сущности цвета, что имеет в основном отношение к 63 воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. В нем отмечается, что в большинстве случаев (помимо видимого излучения, указанных выше) цветовое ощущение возникает при каком-либо виде раздражения глазного яблока (электрическое раздражение, удар и т.д.), а также за счет мысленной ассоциации с другими ощущениями, например, тактильными, слуховыми и другими, а также в результате воображения. Но о цвете как факторе социализации и воспитания чаще всего в педагогической трактовке не упоминается. Например, в учебниках по изобразительному искусству, как правило, вносятся сведения о соответствующей цветовой гамме в государственных символах, тогда как интерпретация культурно-исторических ценностей каждого цвета в данных символах находится в другом учебнике “Рассказы по родной истории" (Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. СтуДеникин). Цвет в предметно-пространственной среде, как физическое, психологическое, физиологическое, социальное явление, обусловлен следующими факторами: • свойствами восприятия цвета зрительными анализаторами мозга и личностными особенностями проявления индивидуальных психологических и физиологических реакций, возникших под впечатлениями цвета; • собственной окраской цвета; • социальными особенностями существования цвета в макрои микромире; • оптическими свойствами источников света и цветовой среды. В искусстве цвет “присваивается” человеком объекту в процессе зрительного восприятия этого объекта. Таким образом, создаются видимые и умозрительные связи внутреннего пространства с внешним миром. Как выразительное средство живописного искусства цвет всегда остается эмоциональносодержательным, сохраняя определенный смысловой подтекст, смысловую нагрузку. Цвет как мощное композиционное средство представляется в плакате, неотъемлемой части произведений изобразительного искусства. 67 |