более эффективно воспринималось в форме сказки, театрализованного представления, в процессе экскурсионных походов. Но особый эффект на занятиях приносило сопровождение информации дополнение компьютерными программами. Применение различных видов игр позволяло детям развивать творческие способности. Восприятие внешкольной деятельности по сохранению и приумножению различных видов природных растений, предметов быта (в процессе данных игр) создавало условие для восхищения их цветовыми сочетаниями, созвучиями в окружающем мире, произведениях художников. И, так, первый этап заключался в знакомстве с компонентами внешкольной деятельности в природных условиях и в живописных произведениях. Далее, знакомство с компонентами внешкольной деятельности продолжалось, как было сказано ранее, в процессе изобразительной деятельности. А также, в декоративно-прикладной деятельности. Затем, на втором этапе, знакомство продолжалось на примере сравнения детских работ с основными и производными началами во внешкольной деятельности в окружающем социуме и в литературных и художественно-творческих произведениях. Как результат данного знакомства, обеспечивалось обогащение детского словарного запаса. Знакомство с компонентами внешкольной деятельности в предметнопространственной среде в сказочно-игровой форме завершалось театрализованным представлением. Но прежде декорации, костюмы, другая бутафорская продукция, по мере их возрастных возможностей, изготавливалась детьми. Безусловно, включение помощи со стороны семьи, учителей по внешкольной работе и других специалистов исходило из производственной необходимости. Но это вносило соответствующие поправки и не лишало детей их собственной творческой фантазии, а также, не мешало процессу реализации знаний, умений и навыков практической деятельности. Как итог данной деятельности, являлось выполнение заданий. И, если на первом этапе дети в работе полагались в основном на личные чувства и интуицию. То, на втором этапе этим личным качествам, хотя и 94 |
грамме “Радуга-дуга”, предусматривала набор цвета одной гаммы, имеющей разную тональность, в тоже время программа “Цветик-семицветик” предусматривала в практической деятельности использование только контрастное сочетание цвета. Сообщения нового материала о цвете в окружающем мире, как было сказано ранее, более эффективно воспринималось в форме сказки, театрализованного представления, в процессе экскурсионных походов. Но особый эффект на занятиях приносило сопровождение информации о цвете в предметно-пространственной среде дополнение компьютерными программами. Причем, в числе различных компьютерных программ, наиболее удачно разработанной следует назвать программу “Dazzle”, которая создана для воспроизведения различных неповторяющихся цветовых композиций. Не цветные геометрические композиции отчасти напоминают цветной калейдоскоп и тем самым вызывают неожиданность для восприятия нового цветного сюжета. Дети, наблюдающие данную программу, могли не только пассивно созерцать происходящее на экране, но и стараться предугадывать вновь образующуюся композицию цвета по предыдущим элементам цветовых тональностей и геометрических композиций. Применение различных видов игр (“Цветные фанты”, “Садовник” и т.д.), в которых главная роль отводилась цвету, позволяло детям развивать творческие способности. Восприятие цвета природных растений, предметов быта (в процессе данных игр) создавало условие для восхищения их цветовыми сочетаниями, цветовыми созвучиями в окружающем мире и их цветом в произведениях художников. Рассмотрим работу по формированию осознанного восприятия цвета в предметно-пространственной среде через вышеназванную практическую и теоретическую деятельность более подробно, та как она проходила поэтапно. И, так, первый этап заключался в знакомстве с цветом в природных условиях и в живописных произведениях. Далее, знакомство с цветом продолжалось, как было сказано ранее, в процессе изобразительной деятельности (знакомство с живописными приемами, со смешением красок 132 и получением оттенков). А также, в декоративно-прикладной деятельности (знакомство с цветом различного материала). Затем, на втором этапе, знакомство продолжалось на примере сравнения детских работ с основными и производными цветами в окружающем социуме и в произведениях художников. Как результат данного знакомства, обеспечивалось обогащение детского словарного запаса цветовыми обозначениями. Знакомство с цветом в предметнопространственной среде в сказочно-игровой форме завершалось театрализованным представлением. Но прежде цветные декорации, костюмы, другая бутафорская продукция, по мере их возрастных возможностей, изготавливалась детьми. Безусловно, включение помощи со стороны семьи, педагоговвоспитателей и других специалистов исходило из производственной необходимости. Но это вносило соответствующие поправки и не лишало детей их собственной творческой фантазии, а также, не мешало процессу реализации знаний, умений и навыков практической деятельности с цветом в предметнопространственной среде. Как итог данной деятельности, являлось выполнение творческих заданий с цветовой палитрой, в которых дети отражали сюжеты театрализованного представления. И, если на первом этапе дети в работе над цветовым решением композиции полагались в основном на личные чувства и интуицию. То, на втором этапе этим личным качествам, хотя и уделялось внимание, но при этом сказывалось умение проявлять осознанный выбор цвета для решения композиции. Этому способствовало продолжительное знакомство с теорией цвета. А также, знакомство с новыми возможностями цвета в компьютерных программах и моделирование собственных сочетаний цвета. Осознанное ограничение или осознанное расширение палитры цвета. Выполнение проблемно-поисковых заданий с цветом в предметно-пространственной среде. Самостоятельно проведенный анализ произведений искусств. Необходимое изучение литературных источников, где решающее значение имеет цвет как определенный символ, русского народного фольклора, в котором в иноска133 |