уделялось внимание, но при этом сказывалось умение проявлять осознанный выбор внешкольной деятельности. Этому способствовало продолжительное знакомство с теорией и практикой внешкольной деятельности. А также, знакомство с новыми возможностями внешкольной деятельности в компьютерных программах и моделирование собственных сочетаний работы при участии во внешкольной деятельности. Выполнение проблемнопоисковых заданий. Самостоятельно проведенный анализ произведений искусств. Необходимое изучение литературных источников, практического и теоретического опыта известных художников. Знакомство с миром флоры и фауны. Первый этап можно обозначить как ориентационный. Данный этап включает себя три уровня. Первый уровень поисковый, связан с приобретением представлений, с повышением уровня критичности при анализе различных культурно-исторических отношений. Второй уровень корректирующий уровень, направлен на повышение уровня осознанности суждений о духовной и материальной культуре. Третий уровень инновационный уровень, включает в себя в практическую деятельность по сохранению и созиданию культурно-исторических традиций и обычаев в ближайшем окружении. Поэтапная работа по формированию основных представлений строилась, как правило, в процессе беседы во время знакомства детей с произведениями искусства, иллюстративным материалом, окружающей природой, теле и видео средствами и тщ. Но особое внимание во время беседы уделялось информации, которая вскрывала особенности символов государства. А также рассматривались символики различных общественных движений, имеющие в своей основе гуманистическое начало. В процессе беседы изучались, национальные обычаи и традиции, их символические значения. Пост тесты, проводимые в течение последующих лет, показали высокую результативность эксперимента. В качестве пост теста детям предлагалось в творческой деятельности отобразить любой знакомый им вид граждановедческих знаний. Результаты позволили сделать вывод о 95 |
зателыгой форме трактуется понятие цвета, практического и теоретического опыта известных художников. Знакомство с цветом флоры и фауны. А также, частичное знакомство с психологией конкретного цвета. Первый этап можно обозначить как ориентационный (пробуждение интереса к цвету в предметно-пространственной среде, знакомство с теорией цвета). Данный этап включает себя три уровня. Первый уровень поисковый, связан с приобретением представлений о цвете в предметно-пространственной среде, с повышением уровня критичности при анализе различных цветовых отношений. Второй уровень корректирующий уровень, направлен на повышение уровня осознанности суждений о цвете как компоненте духовной и материальной культуре. Третий уровень инновационный уровень, включает в себя в практическую деятельность по созданию цветовых композиций в ближайшем окружении. А также, самостоятельное решение колористических задач в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Обучение строилось с учетом разных способов возрастного мышления детей и таким образом, чтобы ребенок получал информацию о цвете в микрои макросоциуме, как на визуальном, так и на вербальном уровне. Заранее был изготовлен и использовался на уроках наглядный материал в виде таблиц и в виде индивидуального раздаточного материала разноцветных геометрических фигур (полосы, треугольники, трапеции, конусы, квадраты, овалы, пирамиды, окружности и полусферы). Набор цветных геометрических фигур, самостоятельно изготовленных детьми, преобразовывался в живописную мозаичную картину, символическое “сообщение”, цветовой круг, цветовые орнаментальные композиции и т.д. Особенно стоит сказать о символическом “сообщении”, составленном детьми дошкольного возраста из цветных фигур. Так, например, дошкольники собирали полосы из одних и тех же геометрических фигур (цветные квадратики треугольники, окружности, в зависимости от индивидуального предпочтения), в которых “символизировалось” эмоциональное на134 метрических фигур на другие. Помимо сказанного, собирая цветные картины в виде мозаичного полотна, дети могли регулировать величину площади цветовых пятен за счет различного варьирования геометрическими фигурами. Для проведения экспериментальной работы было изготовлено 24 таблицы, содержащие основные сведения о физических особенностях цвета в предметнопространственной среде. Каждая таблица состояла из 4-х пунктов, в которых вскрывались различные проблемы цвета, Так, например, начинались они от основных физических характеристик цвета в спектральном круге. Затем приводились типичные примеры пользования гуашевыми и акварельными красками и приемы работы художественными кисточками. Далее приводились примеры, в которых со всей очевидностью можно было проследить применение цвета в окружающем социуме. И, наконец, завершались данные пункты в таблице выставочным материалом детей. С помощью следующей таблицы, дети могли проверить собственные знания о цвете в предметно-пространственной среде. Данная деятельность заключалась в том, что необходимо было в наклеенные ячейки вставить специально пропущенные различные оттенки цвета хроматического и ахроматического ряда, которые входили в спектральный круг, мозаичную картину, орнаментальную композицию и т.д. Поэтапная работа по формированию основных представлений о цвете в окружающем социуме строилась, как правило, в процессе беседы во время знакомства детей с цветом интерьера, одежды, игрушек, произведений искусства, иллюстративного материала, окружающей природы, теле и видеосредств и т.д. Но особое внимание во время беседы уделялось информации, которая вскрывала особенности использования цвета как символа государства. А также символикам цвета в различных общественных движениях, имеющих в своей основе гуманистическое начало. В процессе беседы изучались, национальные обычаи и традиции, где цвет играл определенные символические значения. Пост тесты, проводимые в течение последующих лет, показали высокую результативность эксперимента. 136 |