том, что во многих произведениях детского творчества, в первую очередь, присутствовали государственные символы, флора и фауна. Мы выделили следующие критерии сформированных знаний, умений и навыков внешкольной деятельности в окружающем пространстве. А именно: во-первых, правильное использование творческого материала в процессе внешкольной деятельности. Умение передавать цвет макро и микросоциума в творческом произведении. Осознавать значение символики в устном народном творчестве, в образно-поэтическом литературном жанре. Понимать значение главного символа страны. Знать обычаи и традиции в собственной стране и за рубежом. Сформированность данных знаний, умений и навыков в экспериментальной и контрольной группе вначале была примерно одинакова. Но в экспериментальном классе был более высоким уровень работ, имеющий отношение к патриотическим признакам, К основным критериям относилось наличие представлений и суждений у детей о духовной и материальной культуре. Приобретение первоначальных представлений о физических, психических, биологических особенностях человека. Знания умения и навыки работы в процессе творческой деятельности. Приобретение практических навыков работы с художественным инструментарием и раздаточным материалом. Для проверки данных представлений и умений, детям были предложены последовательно темы ”цвет главного символа России”, ”мой любимый праздник” и т.д. Выбор тем отличался простотой и доступностью для детей и интересными возможностями реализации внутреннего состояния души посредством культурно-исторических традиций и обычаев. Данные задания специально не менялись в тесте второго этапа обучающего эксперимента. В связи с чем, полученные после теста результаты показали четко наметившуюся разницу в ответах и продуктах деятельности в культурно-исторических композициях между контрольными и экспериментальными классами. Одновременно резко высветилось 96 |
В качестве пост теста детям предлагалось в творческой деятельности отобразить любой знакомый им цвет. Результаты детского творчества позволили сделать вывод о том, что во многих произведениях детского творчества, в первую очередь, присутствовал цвет государственного символа. Затем, в цветных мозаиках дошкольников чаще всего отражался цвет “черного моря”, цвет флоры и фауны, цвет “любимой” игрушки. Реже дети делали попытки использовать цвет в дизайне интерьера. Менее всего интересовал детей цвет одежды. Безусловно, выбор темы, в которой цвет имел решающее значение, обусловлен возрастными особенностями детей. А также, особенностями поставленной перед ними задачей, в которой анализировалось умение детей пользоваться цветом в предметно-пространственной среде. Мы выделили следующие критерии сформированных знаний, умений и навыков деятельности с цветом в окружающем пространстве. А именно: вопервых, правильное использование художественного материала в процессе передачи цвета в предметно-пространственной среде. Умение передавать цвет макрои микросоциума в творческом произведении. Осознавать значение символики цвета в устном народном творчестве, в образно-поэтическом литературном жанре, 11онимать значение цвета как главного символа страны. Знать обычаи и традиции использования цвета в собственной стране и за рубежом. Сформированность данных знаний, умений и навыков в экспериментальной и контрольной группе вначале была примерно одинакова. Но в экспериментальном классе был более высоким уровень работ, имеющих отношение к цвету в предметно-пространственной среде. К основным критериям относилось наличие представлений и суждений у детей о цвете как компоненте духовной и материальной культуры. Приобретение первоначальных представлений о физических, психических, биологических особенностях цветовой гаммы и способах ее использования в творческой деятельности. Знания умения и навыки работы с цветом в процессе творческой 137 деятельности. Приобретение практических навыков работы с художественным инструментарием и раздаточным материалом. Для проверки данных представлений и умений, детям были предложены последовательно темы “цвет главного символа России”, “мой любимый цвет”, “цвет настроения —голубая и розовая мечта, светлая надежда, серая скука, тоска зеленая, черная печаль”, “весна-красна”, “зимой и летом одним цветом”, “осень пора золотая”. Выбор тем отличался простотой и доступностью для детей и интересными возможностями реализации внутреннего состояния души посредством различных и различных цветовых сочетаний. В качестве раздаточного материала были предложены цветные геометрические фигуры (треугольник, полукруг, круг, квадрат и т.д.). Дети, согласно собственным представлениям и суждениям о цвете в предметно-пространственной среде, самостоятельно собирали цветные композиции из раздаточного материала. Данные задания специально не менялись в тесте второго этапа обучающего эксперимента. В связи с чем, полученные после теста результаты показали четко наметившуюся разницу в цветовых композициях между контрольными и экспериментальными группами. Одновременно резко высветилось предпочтение цветовой гаммы в творческих композициях, в зависимости от психофизических особенностей развития детей. Причем, композиции на одну и ту же тему отличались между собой не только авторскими вкусовыми мотивами, но и, одновременно, резко выраженной динамикой композиции, тональностью подбора цветовой гаммы обусловленной темпераментом характера, разновидностью пола, национальностью ребенка. Конкретно в изобразительной деятельности отобразились знания, умения и навыки работы с художественным материалом, а именно, с акварельными или гуашевыми красками. А также практические навыки работы с художественными кистями, фломастерами, цветными карандашами и цветными мелками. В декоративно-прикладной деятельности проявили себя не столько художественные приемы по использованию природного и ис138 |