Во-вторых, в правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство считает общеобязательными, полезными, целесообразными для нормального функционирования системы устройства общества, но в полной мере нс может гарантировать их соблюдения. Речь идет о таких обязанностях, для осуществления которых нет социальных условий. В-третьих, международные акты по правам человека провозглашают и акцентируют внимание на правах человека, однозначные формулировки по поводу обязанностей человека, государства, группы лиц в них отсутствуют. В-четвертых, идея обязанностей слабее распространена в общественном и индивидуальном сознании, чем идея прав и свобод. Поэтому и правосознание у многих граждан оказывается зачастую односторонним, сориентированным только на права. Неверное же представление о своем реальном статусе, долге, обязанностях, взаимосвязях с другими людьми, с государством ведет к неправильной оценке своей роли и места в жизни общества, в той или иной социальной среде, коллективе1. Как правовое предписание обязанности труднее закрепляются в индивидуальном сознании личности, чем идея прав и свобод, а это значит, что их могут знать недостаточно хорошо или не знать совсем и как следствие всего этого игнорировать и избегать по возможности их исполнения. Поэтому основные обязанности должны изначально определяться в Конституции государства. Отсутствие определения основных обязанностей человека на том же уровне, что и его прав неизбежно приводит к перевесу в сторону требования немедленного и безоговорочного осуществления притязаний управомоченного лица. А слабо прописанные в законодательстве обязанности, не обеспеченные мерами государственного при1 См.: Матузов Н.И., Семенеко Б.М. О сущности, содержании и структуре юридической обязанности // Вопросы теории государства и права. Актуальные проблемы теории социалистического государства и права: Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. С. 59. 15 |
80 целесообразными для нормального функционирования системы устройства общества, но в полной мере не может гарантировать их соблюдения. Речь идет о таких обязанностях, для осуществления которых нет социальных условий; В-третьих, международные акты по правам человека провозглашают и акцентируют внимание на правах человека, однозначные формулировки по поводу обязанностей человека, государства, группы лиц в них отсутствуют; В-четвертых, идея обязанностей слабее распространена в общественном и индивидуальном сознании, чем идея прав и свобод. Поэтому и правосознание у многих граждан оказывается зачастую односторонним, сориентированным только на права. Неверное же представление о своем реальном статусе, долге, обязанностях, взаимосвязях с другими людьми, с государством ведет к неправильной оценке своей роли и места в жизни общества, в той или иной социальной среде, коллективе.1 Как правовое предписание обязанности труднее закрепляются в индивидуальном сознании личности, чем идея прав и свобод, а это значит, что их могут знать недостаточно хорошо или не знать совсем и как следствие всего этого игнорировать и избегать по возможности их исполнения. Поэтому основные обязанности должны изначально определяться в Конституции государства. Отсутствие определения основных обязанностей человека на том же уровне, что и его прав неизбежно приводит к перевесу в сторону требования немедленного и безоговорочного осуществления притязаний управомоченного лица. А слабо прописанные в законодательстве обязанности, не обеспеченные мерами государственного принуждения и другими гарантиями чаще всего не соблюдаются и остаются таковыми только на бумаге. 1 См.: Матузов Н.И., Ссменеко Б.М. О сущности, содержании и структуре юридической обязанности / Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983. С. 59. |