Проверяемый текст
Коршунова Ирина Викторовна. Обязанность как правовая категория (Диссертация 2004)
[стр. 82]

мер ответственности и т.п.
Под категорией «компетенция» права и обязанности, которые направлены на реализацию государственно-властных полномочий, иные полномочия на ведение той или иной
деятельности1.
Хотя встречаются и иные точки зрения, которые заключаются в том, что компетенцию органа составляют права и обязанности, направленные на реализацию властных
полномочий2.
С учетом сделанных утверждений можно говорить о двух категориях (видах) обязанностей в правовом положении органа государственной власти (с долей условности и в его компетенции).
Обязанности первого вида «программируют деятельность по поддержанию собственной организации», «реализуются вне правоотношений и обеспечиваются «ответственностью в порядке подчиненности»3.

И обязанности второго вида, которые направлены на реализацию собственно государственно-властных полномочий.
Среди обязанностей первого вида можно выделить
организационные обязанности — проводить регулярно заседания, рассматривать дела в установленные сроки, издавать акты официального наименования; обязанности в виде ограничений и требований, предъявляемых к лицу, назначенному на должность, например требование повышать свою квалификацию и др.
Сюда же можно включить обязанности, вытекающие из договорных обязательств, когда органы государственной власти, должностные лица действуют не в качестве властных субъектов, а как участники гражданскоправового оборота.
По мнению одних ученых такие обязанности органов «не определяют их компетенции, т.к.
говорят
не о том, чем орган ведает и какими конкретными полномочиями обладает»4, а характеризуют другие стороны его деятельности.
Обязанности второго вида, реализуют функцию правоприменения,
1 Белоусов С.А.
Указ.
соч.
С.
9-10.
2 См.: Лазарев Б.М.
Указ.
соч.
С.
81.
3 Агеева Е.А.
Указ.
соч.
С.
70, 76.
1 Лазарев Б.М.
Указ.
соч.
С.
79.
82
[стр. 144]

литературе и чаще всего принято говорить об их компетенции или полномочиях.
Отмечалось, что такие понятия не являются равнозначными, а соотношение между ними таково, что «исключение из структуры компетенции «предметов ведения» приведет к отождествлению ее с полномочиями»1 Отметим, что в нашу задачу не входит специальное исследование соотношения этих категорий.
Под категорией «правовой статус» (правовое положение) органа государственной власти следует понимать совокупность всех его структурных элементов: прав, обязанностей, целей, задач, функций деятельности, мер ответственности и т.п.
Под категорией «компетенция» права и обязанности, которые направлены на реализацию государственно-властных полномочий, иные полномочия на ведение той или иной
деятельности.2 Хотя встречаются и иные точки зрения, которые заключаются в том, что компетенцию органа составляют права и обязанности, направленные на реализацию властных полномочий.3 С учетом сделанных утверждений можно говорить о двух категориях (видах) обязанностей в правовом положении органа государственной власти (с долей условности и в его компетенции).
Обязанности первого вида «программируют деятельность по поддержанию собственной организации», «реализуются вне правоотношений и обеспечиваются «ответственностью в порядке
подчиненности».4 И обязанности второго вида, которые направлены на реализацию собственно государственно-властных полномочий.
Среди обязанностей первого вида можно выделить
такие организационные обязанности, как: проводить регулярно заседания, рассматривать дела в установленные сроки, издавать акты официального наименования, обязанности в виде ограничений и требований, предъявляемых 1 Белоусов С.А.
Компетенционные нормы российского права / Лвтореф.
дисс.................канд.
юрид.
наук.
Саратов, 2002.
С.
10.
2 См.: Белоусов С.А.
Указ.
соч.
С.9-10.
3 См.: Лазарев Б.М.
Указ соч.
С.
81.
4 Агеева Е.А.
Юридическая ответственность в государственном управлении (социальноправовой аспект).
Л., 1990.
С.
70, 76.
144

[стр.,145]

к лицу, назначенному на должность, например требование повышать свою квалификацию и др.
Сюда же можно включить обязанности, вытекающие из договорных обязательств, когда органы государственной власти, должностные лица действуют не в качестве властных субъектов, а как участники гражданскоправового оборота.
По мнению одних ученых такие обязанности органов «не определяют их компетенции, т.к.
говорят
нс о том, чем орган ведает и какими конкретными полномочиями обладает»,1 а характеризуют другие стороны его деятельности.
Обязанности второго вида, реализуют функцию правоприменения,
т.е.
от имени государства производят оценку правомерности или противоправности поведения других субъектов права.
Например, такую функцию реализуют правоохранительные органы, органы судебной системы, органы прокуратуры.
Или реализуют правоустановительную функцию, т.е.
принимают нормативноправовые акты, например Государственная Дума РФ в форме закона, органы исполнительной власти Правительство РФ, министерства и др.
в форме постановлений.
Осуществляя функции правоустановления и правоприменения органы государственной власти должны действовать в рамках изложенных обязанностей, составляющих их компетенцию и не должны выходить за рамки полномочий, предоставленных соответствующими правовыми актами.
Их действия за пределами прав, предоставленных компетенцией, с нарушением полномочий уже содержат основания для ответственности.2 Отмечается, что не всякая обязанность может входить в состав компетенции органа государственной власти и должностного лица, а лишь та, которая соотноситься с основными направлениями его деятельности (функциями).
По мнению некоторых авторов, такие обязанности по праву могут носить название компентенционных.3 ' Лазарев Б.М.
Указ.
соч.
С.
79.
2 См.: Агеева Е.А.
Указ.
соч.
С.
75.
3 См.: Белоусов С.А.
Указ.
соч.
С.
11.


[стр.,168]

168 В настоящее время необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов «О Президенте РФ», «О конституционной ответственности» с целью устранить факты безответственного поведения властных структур путем установления прямых обязанностей в их статусе, гарантирующих гражданам признание, соблюдение и защиту их прав и другие конституционные принципы, установленные Конституцией РФ.
Нуждаются в изменении федеральные законы «О статусе депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации Федерального собрания РФ», «О Правительстве РФ», «О прокуратуре РФ», в которых следует в нескольких статьях сформулировать их прямые и конкретные обязанности.
Без указания в законе конкретно-определенных обязанностей органов государственной власти и должностных лиц государства невозможно эффективное исполнение ими своих полномочий, а также применения к ним мер ответственности во вне служебного подчинения.
В статусе органа государственной власти, должностного лица необходимо выделять обязанности: 1) программирующие деятельность по поддержанию собственной организации, реализующие вне конкретных правоотношений и обеспечивающиеся ответственностью в порядке подчиненности.
К ним же можно причислить обязанности, вытекающие из договорных обязательств, когда органы государственной власти действуют как участники гражданско-правового оборота; 2) вытекающие из правоустановительной и правоприменительной деятельности, которые направлены на реализацию государственно-властных полномочий.
Такого вида обязанности должны выступать центральным звеном правового статуса органа государственной власти, должностного лица и иметь механизм своего обеспечения.
От эффективности их выполнения зависит выполнение органом власти, возложенных на него государством функций и задач, обеспечение, соблюдение и защита прав личности.

[Back]