начальников, представителей средств массовой информации, коллективов ученых-исследователей. Таким образом, завершая рассмотрение проблемы, можно сделать следующие выводы. Во-первых, моральный дух армии как объект информационного противоборства представляет собой специфическое проявление общественного сознания, детерминируемое культурно-историческим типом и выражающее определенный уровень духовных возможностей личности воина и народных масс, а также общества и государства, способность решать задачи, связанные с обеспечением военной безопасности в условиях информационной защиты и активного противодействия противнику. Его ядром является сознание военной безопасности. Во-вторых, в содержательном плане моральный дух армии представляет собой диалектическое единство статической и динамической структур, базирующихся на основных духовных ценностях культурно-исторического типа и включающих в себя сознание военной безопасности, духовные отношения, духовную деятельность и субъекты этой деятельности. В-третьих, взаимосвязь политических, нравственных и других элементов морального духа на уровне Вооруженных Сил концентрируется в понятии «морально-психологическое состояние войск», которое выступает важным условием повышения боевой готовности и боевой способности частей и подразделений. В-четвертых, на уровне личности воина моральный дух армии проявляется в общесоциальных и военно-профессиональных качествах личности военнослужащего, а также через духовные ценности военнослужащих. Итак, завершив рассмотрение сущности и структуры морального духа армии как объекта информационного противоборства, необходимо проанализировать и его функции. При социально-философском анализе моральный дух армии следует рассматривать как реально существующее в обществе (наряду с другими) явление, 101 |
Вторая груша объединяет военно-профессиональные качества: сформированность профессиональных знаний, навыков и умений, высокая организованность, дисциплина, строгое соблюдение требований военной присяги и общевоинских уставов; устойчивая психологическая закалка, способность вести боевые действия в экстремальных условиях; активность в различных видах деятельности военно-функциональной, общественной и бытовой; высокий уровень физического развития, способность переносить большие физические нагрузки (См. приложение, схемы № 11,13). Диалектика взаимосвязи общесоциальных и военнопрофессиональных качеств личности воина не носит статического характера, а зависит от действия целого ряда объективных и субъективных условий и факторов. Представляется, что общесоциальные и военнопрофессиональные качества личности воина должны находиться в диалектическом единстве и органически сочетаться. Ибо невозможно формировать высокие общесоциальные качества, не подкрепляя их развитыми военно-профессиональными качествами. С другой стороны, высокие общесоциальные качества в значительной степени помогают формировать качества военнослужащего как профессионала. Таким образом, завершая рассмотрение проблемы, мы можем сдепотенциал пасности государства представляет собой специфическое проявление общественного сознания, детерминируемое культурно-историческим типом и выражающее определенный уровень духовных возможностей личности воина и народных масс, а также общества и государства, решать задачи, связанные с обеспечением его военной безопасности. Его ядром является сознание военной безопасности. 232 Во-вторых, в содержательном плане духовный потенциал военной безопасности государства представляет собой диалектическое единство статической и динамической структур, базирующихся на основных духовных ценностях культурно-исторического типа и включающих в себя сознание военной безопасности, духовные отношения, духовную деятельность и субъекты этой деятельности. В-третьих, взаимосвязь политических, нравственных и других элементов духовного потенциала на военно-социальном уровне концентрируется в понятии "морально-психологическое состояние войск", которое выступает важным условием повышения боевой готовности и боевой способности частей и подразделений. В-четвертых, на личностном уровне духовный потенциал военной безопасности государства проявляется в общесоциальных и военнопрофессиональных качествах личности военнослужащего. Итак, завершив рассмотрение сущности и структуры духовного потенциала военной безопасности государства, мы можем проанализировать его функции, что и попытаемся осуществить в следующем параграфе. 3.2. Функции духовного потенциала и их проявление в военной безопасности государства При анализе в социально-философском аспекте духовный потенциал военной безопасности государства следует рассматривать как реально существующее в обществе (наряду с другими) явление, выполняющее определенные функции. В этом случае основное внимание сосредоточивается на познании действенной стороны духовного потенциала, на его специфи233 |