выполняющее определенные функции. Основное внимание сосредоточивается на познании действенной стороны морального духа, на его специфических функциях, на раскрытии его активной, творческой, преобразующей роли в обеспечении военной безопасности государства. То есть, следует анализировать процесс реализации содержания ценностей, идей, теорий и взглядов в жизнь через деятельность людей, социальных групп, общества и государства, выступающих их носителями. Моральный дух армии как объект информационного противоборства, элементы его статической и динамической структур влияют на военную безопасность государства. Это влияние осуществляется как непосредственно, так и опосредованно через его структурные компоненты: сознание военной безопасности, духовные отношения, духовную деятельность и ее субъекты. В сознании военной безопасности, прежде всего в его политическом и моральном элементах отражаются идеи и взгляды о причинах, сущности, социальном характере войн, моральные знания об Отечестве, государстве, его жизненно важных интересах и необходимости их защиты. При этом в сознании воинов эти идеи и знания вступают в тесные отношения с их эмоциональночувственной сферой, морально-психологическими качествами. Они как бы пронизывают общественно-психологический уровень морального духа армии, воздействуя на чувства и настроения людей. Влияние морального духа армии (его характер, направленность, темпы, интенсивность) на дальнейшее развитие общества и военной безопасности государства в том числе, тем эффективнее и значительнее, чем идеи, теории и взгляды шире, точнее и глубже отражают законы истории, тенденции общественного развития, учитывают особенности того или иного культурноисторического типа, цивилизации, к которому принадлежит данное государство, чем глубже и тверже они усвоены людьми, классами, нациями и другими общественными группами. Следует отметить, что под функциями морального духа российской армии необходимо понимать внешнее проявление его свойств относительно лич102 |
ческих функциях, на раскрытии его активной, творческой, преобразующей роли в обеспечении военной безопасности государства, т.е., следует анализировать процесс реализации содержания ценностей, идеи, теории и взглядов в жизнь через деятельность людей, социальных групп, общества и государства, выступающих их носителями. Духовный потенциал, элементы его статической и динамической структур влияют на военную безопасность государства. Это влияние осуществляется как непосредственно, так и опосредованно через его структурные компоненты: сознание военной безопасности, духовные отношения, духовную деятельность и ее субъекты. В сознании военной безопасности, прежде всего в его политическом и моральном элементах, отражаются идеи и взгляды о причинах, сущности, социальном характере войн, моральные знания об Отечестве, государстве, его необходимых жизненно важных интересах и необходимости их защиты. При этом в сознании воинов эти идеи и знания вступают в тесные отношения с их эмоционально-чувственной сферой, моральнопсихологическими качествами. Они как бы пронизывают общественнопсихологический уровень духовного потенциала, воздействуя на чувства и настроения людей. Представляется, что влияние духовного потенциала (его характер, направленность, темпы, интенсивность) на дальнейшее развитие общества и военной безопасности государства в том числе, тем эффективнее и значительнее, чем идеи, теории и взгляды шире, точнее и глубже отражают законы истории, тенденции общественного развития, учитывают особенности того или иного культурно-исторического типа, цивилизации, к которому принадлежит данное государство, чем глубже и тверже они усвоены людьми, классами, нациями и другими общественными группами. 234 |