анализ деятельности всех его институтов по локализации и устранению военных опасностей и угроз жизненно-важным национальным интересам всем комплексом политических, дипломатических, экономических, военных и других средств. В-третьих, мировоззренческая функция. Мировоззрение, как известно, представляет собой обобщенный, целостный взгляд на мир, на окружающую действительность. Оно формируется у людей, в основном, под влиянием идеологии, особенно ее философской части, а также научно-теоретического сознания. Мировоззренческая функция морального духа проявляется в осознании военнослужащими необходимости защиты жизненно важных национальных интересов РФ, в их конкретной военной деятельности, в поведении и поступках. В-четвертых, функция информационного противодействия враждебному для российского культурно-исторического типа информационного воздействия, которое навязывается западной цивилизацией, с целью пропаганды чуждых для России идеалов, антиценностей, норм поведения и стереотипов, навязываемых отдельными электронными СМИ, Интернетом, специальной пропагандой стран НАТО. В-пятых, прогнозирующая функция морального духа армии в условиях информационного противоборства. Она заключается в том, что базируясь на знаниях о сущности и структуре военной безопасности государства и качественном состоянии ее основных элементов, а также на анализе внешних и внутренних военных опасностей и угроз жизненно важным национальным интересам можно осуществлять прогнозирование развития военно-политической обстановки в мире и стране и с учетом этого строить реальную военную политику по обеспечению достаточного уровня состояния морального духа армии. В-шестых, функция духовной ориентации личности, общества и армии в проблемах обеспечения военной безопасности государства. Она вытекает из рассмотренных выше функций и отчасти обусловлена функцией целеполагания, которая присуща сознанию индивида. Цель рождается в борьбе различных мотивов, одни из которых определяются обстоятельствами, другие интересами, 105 |
организации и обеспечения через деятельность конкретных субъектов военной безопасности государства. В-четвертых, оценочная или аксиологическая функция. Закрепленные в духовном потенциале знания, теории и взгляды создаются людьми, а человек не может не соотносить их со своими индивидуальными и общественными ценностями, идеалами, мировоззрением, целями, моральными нормами, потребностями и интересами. Критерием истинности оценки выступает практика. Так, в основе оценки военной безопасности государства лежит анализ деятельности всех его институтов по локализации и устранению военных опасностей и угроз коренным необходимым жизненно-важным национальным интересам всем комплексом политических, дипломатических, экономических, военных и других средств. В-пятых, мировоззренческая функция. Мировоззрение, как известно, представляет собой обобщенный, целостный взгляд на мир, на окружающую действительность. Оно формируется у людей, в основном, под влиянием идеологии, особенно ее философской части, а также научнотеоретического сознания. Трудно себе представить выработку мировоззрения без опоры на научные знания о законах развития природы, общества и мышления. Следует учитывать, что идеология и наука не изолированы друг от друга. На формирование идеологии большое влияние оказывают конкретные естественно-научные и гуманитарные (общественные) знания. В-шестых, прогностическая функция духовного потенциала военной безопасности государства. Она заключается в том, что, базируясь на знаниях о сущности и структуре военной безопасности государства и качественном состоянии ее основных элементов, а также на анализе внешних и внутренних военных опасностей и угроз необходимым жизненно важным национальным интересам, можно осуществлять прогнозирование развития 239 военно-политической обстановки в мире и стране и с учетом этого строить реальную военную политику по обеспечению военной безопасности государства. В-седьмых, функция духовной ориентации личности, общества и армии в проблемах обеспечения военной безопасности государства. Она вытекает из рассмотренных выше функций и отчасти обусловлена функцией целеполагания, которая присуща сознанию индивида. Цель рождается в борьбе различных мотивов, одни из которых определяются обстоятельствами, другие интересами, стремлениями и оценками личности: с одной стороны, цель смыкается с интересом как с осознанной потребностью, с другой отождествляется с идеалом. С функциональной точки зрения абстрактная цель это синтез множества конкретных целей. И личность, и общество, и армия должны иметь ясное и четкое представление о необходимых жизненно важных национальных интересах своего государства и способах их защиты всеми средствами, включая и военные. Следовательно, все субъекты возможного вооруженного конфликта или войны должны осознавать и понимать ее цели и задачи, определить свое конкретное отношение к ней и в случае необходимости принять посильное участие в достижении победы. В-восьмых, воспитательная функция. Свою воспитательную функцию духовный потенциал реализует посредством информационнопознавательной, оценочной, мировоззренческой и духовноориентирующей функций через передачу системы ценностей, идеалов и формирования духовных моделей поведения людей в обеспечении военной безопасности государства. В-девятых, регулятивно-управленческая, которая завершает логический цикл функций духовного потенциала военной безопасности государ240 |