плуатации, обслуживанию, ремонту и восстановлению) оружия и военной техники. Большую роль в реализации побудительной функции морального духа по отношению к воинскому мастерству играют мировоззренческие, естественные, технические и военные знания, ценности воинской профессии, мотивы, интересы и потребности, связанные с овладением военной профессией, навыки и умения, система материального и морального стимулирования воинского труда. В-девятых, интегрирующая (дезинтегрирующая) функция морального духа армии. При характеристике этой функции следует учитывать следующие обстоятельства: а) его носителями являются люди, социальные группы, слои, классы и нации, действующие во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной и т.п. Следовательно, моральный дух пронизывает все элементы военной мощи государства; б) моральный дух обладает относительной самостоятельностью от экономики, политики, права и т.п. в силу специфики духовного производства. Он может опережать реальное развитие общества или отставать от других его сфер; в) вследствие этого моральный дух может оказывать как интегрирующее воздействие на основные сферы жизни общества и государства (экономическую, социальную, духовную), и объединять их на прогрессивное развитие и обеспечение военной безопасности государства, так и дезинтегрировать при определенных условиях совокупный потенциал государства. В условиях духовного кризиса, отсутствия объединяющей созидательной идеи он может действовать разрушительно по отношению к экономике, политике, социальной сфере государства, в том числе и его оборонной мощи и военной безопасности, что необходимо учитывать в процессе обновления всех сфер жизни Российской Федерации и проведения военной реформы. В-десятых, накопительная функция, заключающаяся в том, что в моральном духе армии в условиях информационного противоборства оседают и накапливаются знания, теории, идеи и взгляды, а также ценности, традиции, обы107 |
В-четвертых, актуальность рассмотрения проблемы духовного потенциала военной безопасности России в современных условиях обусловлена также его особой ролью в системе военной безопасности государства, обусловленной целым рядом особенностей. Надо учитывать, что его носителями являются люди, социальные группы, слои, классы и нации, действующие во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной и т.п. Следовательно, духовный потенциал пронизывает все элементы совокупной мощи государства и его военной безопасности в том числе. При этом надо иметь в виду, что духовный потенциал обладает относительной самостоятельностью от экономики, политики, права и т.п. в силу специфики духовного производства. Он может опережать реальное развитие общества или отставать от других его сфер. Вследствие этого духовный потенциал может оказывать как интегрирующее воздействие на основные сферы жизни общества и государства (экономическую, социальную, духовную), т.е. объединять их в успешном прогрессивном развитии и функционировании и обеспечении военной безопасности государства в том числе, так и дезинтегрировать при определенных условиях совокупный потенциал государства. В условиях духовного кризиса, отсутствия объединяющей созидательной идеи он может действовать разрушительно по отношению к экономике, политике, социальной сфере государства, в том числе и его оборонной мощи и военной безопасности, что также обусловливает актуальность анализа проблем духовного потенциала военной безопасности государства. В-пятых, в современных условиях, когда общественная жизнь в мире и стране развивается достаточно противоречиво, воинская деятельность тоже приобретает несколько иной характер. Представляется, что общая тенденция здесь должна обусловливаться переходом от глобального про7 Следует учитывать еще одно очень важное обстоятельство, характеризующее особое место духовного потенциала. Во-первых, его носителями являются люди, социальные группы, слои, классы и нации, действующие во всех сферах жизни общества: экономической, политической, социальной и т.п. Следовательно, духовный потенциал пронизывает все элементы совокупной мощи государства и его военной безопасности в том числе. Во-вторых, духовный потенциал обладает относительной самостоятельностью от экономики, политики, права и т.п. в силу специфики духовного производства. Он может опережать реальное развитие общества или отставать от других его сфер. В-третьих, вследствие этого духовный потенциал может как интегрировать основные сферы жизни общества и государства (экономическую, социальную, духовную), и объединять их на прогрессивное развитие и обеспечение военной безопасности государства, так и дезинтегрироватъ при определенных условиях совокупный потенциал государства. В условиях духовного кризиса, отсутствия объединяющей созидательной идеи он может действовать разрушительно по отношению к экономике, политике, социальной сфере государства, в том числе и его оборонной мощи и военной безопасности, что необходимо учитывать в процессе обновления всех сфер жизни Российской Федерации и проведения военной реформы. Приступая к непосредственному анализу проблемы функционирования духовного потенциала в системе военной безопасности государства, определим исходные понятия. Под функциями духовного потенциала военной безопасности государства мы будем понимать внешнее проявление его свойств относительно личности, общества и государства. А функцио235 |