лектуальным уровнем, социальным статусом, стереотипами и другими факторами. Выбор адекватных способов воздействия (убеждения, внушения, разъяснения), адекватных средств (аудио-, видео-, электронных, печатных и т.п.) зависят от полноты учета всех характеристик личности и ситуации. Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1. Сущность морального духа армии в условиях информационного противоборства заключается в качественном состоянии основных смыслообразующих форм общественного сознания и видов духовной деятельности, их основных черт, определяющих защиту жизненно важных национальных ценностей и интересов общества, государства и личности. 2. При анализе содержания и структуры морального духа армии в условиях информационного противоборства использованы два основных методологических подхода: структурно-содержательный и функциональнодеятельностный, которые позволили, с одной стороны, раскрыть его содержание, а с другой, определить специфику его формирования. В зависимости от уровня рассмотрения моральный дух армии как объект информационного противоборства предстает в различных качественных состояниях. На уровне общества он выступает в виде сознания военной безопасности, на уровне Вооруженных Сил —в виде морального духа российской армии, морально-психологического состояния личного состава, на уровне личности воина —в виде общесоциальных и военно-профессиональных качеств военнослужащего. 3. Моральный дух российской армии как объект информационного противоборства есть специфическое состояние общественного и индивидуального сознания военнослужащего, выраженного в единстве смыслообразующих, смысложизненных ценностей как совокупности духовных качеств личности воина, народа и армии, выражающихся в побуждении общества, армии и личности к защите жизненно важных национальных ценностей, интересов государства, обеспечении на достаточном уровне их информационной защищенности, 112 |
Вместе с тем, авторское видение этой проблемы и ее специфика заключается в следующем: во-первых, в определении нескольких уровней ее рассмотрения (т.е. определенной иерархичности). Так, например, можно говорить о военной безопасности государства, как об отношениях в рамках взаимосвязи субъектов и объектов; во-вторых, военная безопасность государства может рассматриваться, как качественное состояние основных сфер его жизнедеятельности (экономической, политической, социальной, духовной). В-третьих, в выделении в системе военной безопасности государства необходимых, жизненно важных национальных интересов, на защиту которых она и должна быть направлена, с учетом особенностей России как культурно-исторического типа (цивилизации). t Методологическими основаниями для анализа сущности и содержания духовного потенциала военной безопасности государства явились, во-первых, концепция военной безопасности государства; во-вторых, проведенный анализ категории "духовность"; в-третьих, социокультурная характеристика эволюции российской цивилизации, определение ее национальных ценностей, особенностей и черт развития. Исходя из этого, сущность духовного потенциала военной безопасности государства в диссертации определяется как качественное состояние основных смыслообразующих форм общественного сознания и видов духовной деятельности, определяющих защиту необходимых, жизненно важных национальных ценностей и интересов. При анализе содержания и структуры духовного потенциала военной безопасности государства мы использовали два основных методологических подхода: структурно-содержательный и функциональнодеятельностный, которые позволили, с одной стороны, раскрыть его со324 своих необходимых, жизненно важных национальных ценностей и интересов. Это находит свое конкретное выражение в следующих основных видах сознания военной безопасности: агрессивно-милитаристском; абстрактно-пацифистском и оборонном. Все эти виды сознания военной безопасности могут присутствовать в духовном потенциале государства, общества и других субъектах, носителях общественного сознания. Их соотношение может быть различным. Но в силу влияния основных национальных ценностей, вытекающих из особенностей цивилизованного развития, в духовном потенциале государства на каждом конкретно-историческом этапе его развития и функционирования доминирует какой-либо один из видов сознания военной безопасности. Оборонное сознание имеет ярко выраженную специфику, наиболее полно проявляющуюся в его предметном содержании, которое предоставлено оборонно-политическими и оборонно-специальным компонентами. В зависимости от уровня рассмотрения, духовный потенциал военной безопасности государства предстает в различных качественных состояниях. Так, на общесоциальном уровне он выступает в виде сознания военной безопасности, на военно-социальном в виде моральнопсихологического состояния личного состава, на личностном в виде общесоциальных и военно-профессиональных качеств военнослужащего. Данный подход имеет большое практическое значение для осуществления перевода, уникального по своему содержанию и огромного по объему, духовного потенциала России в духовный фактор ее военной безопасности, поскольку, во-первых, он выделяет уровни этого механизма, а значит определяет основные субъекты и объекты, а также условия формирования духовного фактора военной безопасности на общесоциальном, 326 |