РАЗДЕЛ III. ФОРМИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА МОРАЛЬНОГО ДУХА РОССИЙСКОЙ АРМИИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА Основываясь на анализе сущности и содержания морального духа российской армии как объекта информационного противоборства, изложенном ранее можно определить основные направления его формирования и защиты. Формирование морального духа российской армии в условиях информационного противоборства можно представить на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности воина. Рассматривая формирование морального духа российской армии как объекта информационного противоборства на уровне общества целесообразно учитывать следующее: необходимо кратко проанализировать современную ситуацию в духовной сфере российского общества в условиях информационного противоборства; выделить систему объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс формирования морального духа российской армии, т.е. воздействия на него экономию!, политики, социальной сферы, науки, информационного противоборства и др.; важно рассмотреть формирование морального духа российской армии в духовной сфере; нельзя «отрывать» проблему формирования морального духа российской армии от уровня саморегуляции и духовного мира личности воина; чрезвычайно важно учесть противоречия и тенденции формирования морального духа российской армии в условиях информационного противоборства; необходимо также проанализировать роль новых ценностей и антиценностей, пропагандируемых в средствах массовой информации (особенно электронных) в связи с реформами в стране и их соотнесенность с традиционными отечественными общенациональными ценностями, в первую очередь духовными. Применение методологии функционально-деятельностного подхода на каждом из трех уровней социальной детерминации предполагает определение на каждом из них субъекта формирования и защиты морального духа армии, 114 |
пасности государства в фактор в современных условиях (процесс сокращения Вооруженных Сил, слабая социальная защищенность военнослужащих, использование личного состава армии для выполнения не свойственных ему функций, конфликты в стране на национальной почве, действия экстремистских и пацифистских сил против военнослужащих и как следствие падение престижа воинской службы). В-шестых, очень важно проанализировать роль новых ценностей, пропагандируемых в средствах массовой информации (особенно электронных) в связи с реформами в стране и их соотнесенность с традиционными отечественными национальными ценностями, в первую очередь духовными. Следует иметь в виду, что применение методологии функциональнодеятельностного подхода на каждом из трех уровней социальной детерминации предполагает определение на каждом из них субъекта перевода духовного потенциала военной безопасности государства в фактор, объекта и отношений между ними, в которых проявляется их диалектика. Важно учесть, что каждый из элементов динамической структуры духовного потенциала военной безопасности государства выражается через конкретные характеристики объективной и субъективной реальности, принимает конкретные формы. Представляется, что реализация духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности государства не может происходить изолированно, т.е. только в духовной сфере, без влияния на этот процесс экономики, политики, социальной сферы, науки. Это предполагает социального ханизма этой реализации, определение и других характеристик объективной реальности, которые принимают вполне конкретные формы проявления. 257 |