общенациональных духовных ценностей, происходит обрыв исторической памяти народа, дегероизация его подвига и великой истории России. Во-вторых, учитывая роль и значение духовной культуры, духовного фактора в развитии общества можно предположить, что радикальные трансформации в культуре в соответствии с социокультурной теорией развития общества, могут привести не только к ослаблению военной безопасности государства и снижению морального духа его Вооружённых сил, но и к слому, гибели российского культурно-исторического типа, цивилизации, потери самоидентификации и своего «лица» . В-третъих, в такой обстановке у людей недостаточно зрелых (особенно у молодежи) складывается негативное отношение к активной деятельности вообще, традициям и идеалам защиты Отечества, выполнению всеобщей воинской обязанности и обеспечению военной безопасности государства, в частности и как следствие снижение морального духа армии. Все это требует срочной корректировки сферы духовной жизни России на всех уровнях и, в первую очередь, на уровне общества, адекватному информационному противодействию ценностей западной культуры. Представляется очевидным, что в основе возрождения духовной сферы жизни российского общества и укрепления морального духа армии как объекта информационного противоборства должна лежать новая общенациональная идея, базирующаяся на традиционных отечественных общенациональных ценностях и учитывающая положительные достижения современного мирового цивилизационного развития. Рассматривая современную духовную ситуацию в обществе, следует иметь в виду, что традиционные общенациональные ценности России вступают в противоречие с современными направлениями развития российского общества, метафизически копирующими далеко не лучшие образцы западной 120 См.: Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социальнофилософский анализ). —Монино, 1998; Яблонских А.А. Служение Отечеству как духовная традиция российского воина: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2006 и др. |
ре системой западных ценностей в результате попытки активной вестернизации всех сфер жизни страны под лозунгом реформ. Под видом объективного пересмотра старых ценностей идет активное внедрение в общественное сознание массовой культуры Запада (причем далеко не лучших ее f достижений). В результате действия психологии потребительства, крайнего индивидуализма, открытой пропаганды в некоторых средствах массовой информации культа наживы, секса, насилия и т.п. "достижений" западного образа жизни в обществе возникают антиценности, падает интерес к традиционной отечественной культуре и ее идеалам, распространяется бездуховность и скептицизм. С другой стороны, пользуясь несовершенством законодательства и "идеологическим плюрализмом", в духовную жизньроссийского обществаf ф активно "врываются" всевозможные суррогаты духовных ценностей псевдокультур со всего мира: различные секты, учения и школы, подавляющие человеческую личность и путем "зомбирования"превращающих ее либо в слепого исполнителя воли гуру, мастера, учителя, либо уводящие ее от активной жизнедеятельности в иллюзорный мир "самосовершенствования". Таким образом, во-первых, возникает опасность размывания основ духовного потенциала государства, традиционных российских духовных ценностей, происходит обрыв исторической памяти народа, дегероизация его подвига и великой истории России. Во-вторых, учитывая роль и значение духовной культуры, духовного фактора в развитии общества, можно предположить, что радикальные трансформации в культуре, к которым привязывают новоявленные "пророки", могут привести не только к ослаблению военной безопасности 259 государства и его совокупного потенциала, но и к слому, гибели российского культурно-исторического типа, цивилизации, потере самоидентификации и своего "лица". В-третьих, в такой обстановкеу людей недостаточно зрелых (особенно у молодежи) складывается негативное отношение к активной деятельности вообще, традициям и идеалам защиты Отечества, выполнению всеобщей воинской обязанности и обеспечению военной безопасности государства, в частности. Все это требует срочной корректировки сферы духовной жизни России на всех уровнях и, в первую очередь, на общесоциальном. Что же положить в основу корректировки духовной сферы жизни общества? Представляется очевидным, что в основе возрождения духовной сферы жизни российского общества и укрепления духовного фактора военной безопасности государства должна лежать новая общенациональная идея, базирующаяся на традиционных отечественных национальных ценностях и учитывающая положительные достижения современного развития мировой цивилизации. Рассматривая современную духовную ситуацию в обществе, следует иметь в виду, что традиционные национальные ценности России вступают в противоречие с современными направлениями развития российского общества, метафизически копирующими далеко не лучшие образцы западной модели развития. С другой стороны, совершенно очевидно, что Россия нуждается в модернизации. По-видимому, в осуществлении реформирования всех сфер жизни общества, в том числе и духовной, надо исходить из того, что Россия представляет собой самостоятельный культурно-историческии тип, с присущими только ей национальными ценностями и традициями. Если учитывать это обстоятельство, то в основе ре260 |