жизни общества, политической и социальной сферах. Относительная самостоятельность духовной сферы, духовного фактора проявляется также в возможном отставании от экономического базиса, в опережении этого развития, активном обратном воздействии его на весь уклад общественной жизни. В-третьих, благодаря присутствию духовности во всей социальной системе ее ценностные ориентации могут проявляться и действовать в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, профессиональной деятельности, в т.ч. и в воинской, национальных, религиозных, семейно-бытовых отношениях. В силу того, что структурные элементы общественного сознания находятся в различной степени близости к экономическому основанию общества, они по-разному им обусловливаются. Это зачастую приводит к рассогласованию в духовном мире личности нравственных требований, предъявляемых ей различными сферами социально-V го бытия. Например, интересы экономического развития России диктуют требования добросовестного отношения к труду, а реальная политико-правовая система в государстве зачастую отчуждает человека от собственности, создает ему препятствия в активной трудовой деятельности, в результате чего в общественном и индивидуальном сознании, моральном духе российской армии возникает противоречие между сущим и должным, желаемым и действительным, другие внутриличностные конфликты. Таким образом, обусловленность духовного фактора экономикой не является связью, развивающейся по жесткой схеме «причина-следствие», а представляет собой сложный диалектический процесс, отражающий специфику самого духовного фактора, его относительную самостоятельность, способность как воспроизводить уже сложившиеся связи, так и формировать новые отношения между людьми1. 124 1См.: Paxiatoe О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Автореферат дис. ... докт. филос. наук. —М., 1995. |
Во-вторых, духовность, духовное как социальное явление обладает известной относительной самостоятельностью. Она не всегда автоматически перестраивается вслед за изменениями в способе производства, в материальной жизни общества, политической и социальной сферах. Относительная самостоятельность духовной сферы, духовного фактора проявляется также в возможном отставании от экономического базиса, в опережении этого развития, активном обратном воздействии его на весь уклад общественной жизни. В-третьих, благодаря присутствию духовности во всей социальной 1 системе ее ценностные ориентации могут проявляться и действовать в различных сферах общественной жизни: экономике, политике, профессиональной деятельности, в том числе и в воинской, национальных, религиозных, семейно-бытовых отношениях. В силу того, что структурные элементы общественного сознания (как ядра духовного фактора) находятся в различной степени близости к экономическому основанию общества, они по-разному им обусловливаются. Это зачастую приводит к рассогласованию в духовном мире личности нравственных требований, предъявляемых ей различными сферами социального бытия. Например, интересы экономического развития России диктуют требования добросовестного отношения к труду, а реальная политико-правовая система в государстве зачастую отчуждает человека от собственности, создает ему препятствия в активной трудовой деятельности, в результате чего в общественном и индивидуальном сознании возникает противоречие между сущим и должным, желаемым и действительным, другие внутриличностные конфликты. Таким образом, обусловленность духовного фактора экономикой не является связью, развивающейся по жесткой схеме "причина-следствие", а 264 представляет собой сложный диалектический процесс, отражающий специфику самого духовного фактора, его относительную самостоятельность, способность как воспроизводить уже сложившиеся связи, так и формировать новые отношения между людьми.1 Тем не менее экономическая сфера оказывает существенное влияние на формирование духовного фактора военной безопасности России. Мы можем констатировать, что в последние годы в экономике все сильнее проявляется тенденция спада промышленного и сельскохозяйственного производства, идет процесс свертывания производственных инвестиций, "паразитирование" на экспорте природных и сырьевых ресурсов, что ведет к значительному снижению качественных и количественных показателей экономического потенциала. Трудности экономического развития, переживаемые страной, вызывают определенные проблемы, негативно влияющие на формирование у россиян сознания военной безопасности. Это, прежде всего, несоответствие между высокими требованиями, предъявляемыми к военнослужащим и их низкой социальной защищенностью; между значительным ростом у части населения доходов, ростом цен и сравнительно низкой заработной платой офицеров и прапорщиков (особенно молодых), выплату которой к тому же постоянно задерживают; между относительно удовлетворительным социально-бытовым и культурным обеспечением гражданского населения, прежде всего в городах и низким его уровнем в военных городках, отдаленных точках (плохое медицинское обслуживание, недостаток квартир, детских дошкольных учреждений) и т.п. Все это объективно усложняет формирование у рос1 См.: Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система(социально-философский анализ):Дис. ... докт.филос.наук.-М.:ВУ,1995.-С.90-91. 265 |