военными опасностями и угрозами Российской Федерации и попыткой отдельных СМИ приуменьшить их; противоречие между высокой значимостью выполнения воинского долга по защите Отечества, закрепленного в Конституции России и военной присяге, и абстрактным пацифизмом, проповедуемым порой средствами массовой информации, общественными организациями, политиками и общественным деятелями; противоречие между патриотизмом, любовью к своей Родине и попытками очернения ее истории, особенно советского периода, показом только его негативных моментов на страницах ряда газет, журналов, в телеи радиопередачах и др. С целью повышения роли духовного фактора в системе военной безопасности государство должно использовать возможности своего духовного потенциала для формирования морального духа армии. Формирование и защита морального духа российской армии как объекта информационного противоборства должно заключаться в корректировке духовной сферы жизни общества через духовную деятельность субъектов государственной власти и духовные отношения в обществе для необходимых изменений в общественном сознании вообще и моральном духе российской армии в частности. В самом общем виде социальный механизм корректировки общественного сознания включает в себя внесение в государственную идеологию, систему образования и воспитания определенных ценностей, идеалов, идей и теорий, программ и лозунгов1, а также их пропаганду и агитацию. Остановимся на этой проблеме более подробно. Следует отметить, что сущность ценностей и их содержание рассматривались во втором разделе и было выяснено, что в основе национальных интересов лежат общенациональные ценности государства. В данном случае следует напомнить, что в самом общем виде ценности представляют собой материальные и духовные явления, предме127 1Примерно такой же "алгоритм" предлагает Б.И. Каверин, рассматривая способ усвоения воином идеологии, который, по его мнению, определяется ее следующими основными формами существования и выражения: идеями, идеалами, ценностями, теориями, программами, лозунгами. Подробнее см.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. С. 69-85. |
обыденно-психологический и теоретико-идеологический. "Трехуровневый" подход предполагает выделение в индивидуальном мировоззрении также "трех ступеней" рассмотрения компонента мировоззрения, сформировавшегося под влиянием науки как самой высокой ступени. Это противоречит объективной роли различных элементов мировоззрения личности, которую они играют в ее духовном мире и деятельности, принижает роль идеологических элементов. Теоретический, систематизированный и специализированный характер идеологии и научно-теоретического сознания показывает, что они однопорядковы и не стоят друг над другом, а находятся рядом. В-третьих, наука в отличие от обыденных представлений раскрывает законы развития, т.е. наиболее существенные и необходимые связи и отношения действительности, познание которых и составляет ее суть. К характеристикам науки относятся также и заложенные в знаниях возможности приложения их в практической жизни и деятельности. Открытие объективных законов природы и общества осуществляется на основе анализа фактов. Благодаря обобщению эмпирических данных в теориях, где они получают определенное истолкование, наука становится логически стройной системой знаний о явлениях природы и общества. Данные науки позволяют предвидеть будущие изменения в природе и обществе. Роль науки в обществе тем значительнее, чем глубже она проникает в сознание масс, становится достоянием всех слоев общества. Следует учитывать, что знания общества как результат естественнонаучного и общественного познания не тождественны общественному сознанию, поскольку не все знания, добытые людьми и принадлежащие 1См.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-С.21-23. 207 В современных условиях в культуре, духовной сфере жизни российского общества происходят крупные, серьезные преобразования. Обновление общества во многом раскрепостило творческую энергию, дало мощныи импульс самосознанию, развитию всех элементов духовной культуры общества, в том числе и духовного фактора военной безопасности государства. Вместе с тем нельзя не видеть, что позитивным переменам сопутствуют и даже противостоят иные тенденции. Некоторые представители творческой интеллигенции, молодежи, лидеры партии, движении и общественных организаций недооценивают реалии современной военнополитической ситуации в мире, имеющие место военные опасности и угрозы для России. В отдельных средствах массовой информации предпринимаются попытки формировать отрицательное отношение к выполнению конституционного долга воинской службе, к Вооруженным Силам. Все это негативно сказывается на формировании духовного фактора военной безопасности государства, поскольку отрицательно влияет на воспитание гражданской молодежи, личного состава армии и флота, не способствует укреплению престижа воинской службы, порождает абстрактнопацифистские взгляды и настроения. Можно выделить zuvnnv ппоблем.выделить группу проблем, связанных с духовной сферой и влияющих на формирование духовного фактора военной безопасности России, выражающихся в определенных несоответствиях: между сохраняющимися военными опасностями и угрозами Российской Федерации и попыткой отдельных СМИ приуменьшить их; между высокой значимостью выполнения воинского долга по защите Отечества, закрепленного в Конституции России и военной присяге и абстрактным пацифизмом, проповедуемым порой средствами массовой информации, общественными организациями, политиками и общественным деятелями; между пат211 риотизмом, любовью к своей Родине и метафизическим очернением ее истории, особенно советского периода, показом только его негативных моментов на страницах ряда газет, журналов, в телеи радиопередачах и др. В целях повышения роли духовного фактора в системе военной безопасности государство должно использовать возможности своего духовного потенциала для перевода его в фактор, в реально действующее состояние. Социальный механизм реализации духовного потенциала в фактор военной безопасности должен заключаться в корректировке духовной сферы жизни общества через духовную деятельность субъектов государственной власти и духовные отношения в обществе для необходимых изменений в общественном сознании вообще и сознании военной безопасности в частности. В самом общем виде социальный механизм корректировки общественного сознания и сознания военной безопасности включает в себя внесение в государственную идеологию, систему образования и воспитания, а также пропаганду и агитацию определенных ценностей, идеалов, идей и теорий, программ илозунгов\ выражающих общенациональную идею. Остановимся на этой проблеме более подробно. Напомним, что в самом общем виде ценности представляют собой материальные и духовные явления, предметы, а также их свойства и стороны, которые необходимы людям исторически определенного общества и могут удовлетворять их потребностям и интересам в процессе жизнедеятельности в качестве действительности, цели и идеала. 1 Примерно такой же алгоритм предлагает Б.И. Каверин, рассматривая способ усвоения воином идеологии, который, по его мнению, определяется следующими основными формами ее существования и выражения: идеями, идеалами, ценностями, теориями, программами, лозунгами. Подробнее см.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-С.69-85. 272 |