138 ской среде, серьезно затрудняет процесс формирования и управления морально-психологическим состоянием личного состава. Так, например, быстро и радикально изменяется мотивация воинской службы, причем это относится ко всем категориям личного состава . В ценностных ориентациях военнослужащих нарастает прагматизм и индивидуализм, которые формируют у некоторой части воинов психологию наемников, цинизм, поклонение культу насилия, жестокость. На первое место выходят сугубо материальные мотивы, а осознание своей сопричастности к защите Отечества и другим традиционным «высшим» национальным духовным ценностям становится все менее актуальным, второстепенным и воспринимается зачастую как архаизм в системе ценностных ориентиров значительной части призывников и военнослужащих. Видимо непросто будет воодушевить на добросовестное выполнение воинского долга (не говоря уже о героизме и самоотверженности в защите Родины) тысячи молодых людей, уклоняющихся от военной службы, если они будут все-таки призваны в Вооруженные Силы. Еще труднее будет обеспечить необходимое морально-психологическое состояние тех военнослужащих, которые до службы в армии не сталкивались с высокими физическими и психологическими нагрузками. Разумеется, все это не может положительно влиять на формирование и защиту высокого морального духа российской армии и требует, с одной стороны, решительного устранения, а с другой, наращивания эффективности морально-психологического обеспечения и воспитательной работы. Движущей силой процесса формирования духовных качеств личности воина и, следовательно, морального духа, здорового моральнопсихологического состояния личного состава является противоречие между / См.: Бадьянов Л.Б. Роль духовно-нравственного фактора в российской армии: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2004; Гопаков С.В. Поведение потребителей духовной продукции в современной России: Автореф. дис. ...канд. социол. наук. Уфа, 2007; Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе. —М., 2004.; Сучков А.В. Нравственные качества курсанта ВВУЗа современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. —М., 2008; Яблонских А.А, Служение Отечеству как духовная традиция российского воина: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2006 и др. |
s зренческие, политические, нравственные, религиозные и тому подобные* 4 убеждения и взгляды, но обязанных выполнять единые учебно-боевые иI боевые задачи. Как показывают социологические исследования, это приводит к серьезным противоречиям и конфликтам в воинской среде, серьезно затрудняет процесс формирования и управления морально-• f психологическим состоянием личного состава. л Так, например, быстро и радикально изменяется мотивация воинской службы, причем это относится ко всем категориям личного состава* В ценностных ориентациях военнослужащих нарастает прагматизм и инди-Р I видуализм, которые формируют у некоторой части воинов психологию наj емников, цинизм, поклонение культу насилия, жестокость. На йервое Me-• I I ь сто выходят сугубо материальные мотивы, а осознание своей сопричаст1 ности к защите Отечества и другим традиционным "высшим" националыI I ным духовным ценностям становится все менее актуальным, второстепен* ным и воспринимается зачастую как архаизм в системе ценностных ориентиров значительной части призывников и военнослужащих. Лишь 25 процентов офицеров оценивают свой воинский коллектив как дружный и сплоченный. На неудовлетворительность взаимоотношений с начальниками указали 70 процентов офицеров и прапорщиков. От 60 до 80 процентов солдат и сержантов высказывают неудовлетворенность бытом, досугом, питанием, медицинским обслуживанием и другими видами обеспечения.* Невысокий уровень мировоззренческой, нравственной культуры военно-♦ служащих проявляется в отвержении идеалов российской духовности, неО стойкости моральных убеждений, беспринципности, неуставных взаимоотношениях, дезертирстве и уклонении от воинской службы, уходе в коммерцию, росте преступлений, совершаемых военнослужащими. К сожале284 Видимо, непросто будет воодушевить на добросовестное выполнение воинского долга (не говоря уже о героизме и самоотверженности в защите Родины) тысячи молодых людей, уклоняющихся от военной службы, если они будут все-таки призваны в Вооруженные Силы. Еще труднее будет обеспечить необходимое морально-психологическое состояние тех военнослужащих, которые до службы в армии ничем, кроме полукриминального "бизнеса" не занимались, не сталкивались с высокими физическими и психологическими нагрузками. Разумеется, все это не может положительно влиять на формирование сознания военной безопасности у воинов и морально-психологическое состояние личного состава и требует, с одной стороны, решительного устранения негативных моментов, а с другой наращивания эффективности морально-психологического обеспечения и воспитательной работы. Движущей силой процесса формирования духовных качеств личности воина, и следовательно, сознания военной безопасности в его оборонной форме, здорового морально-психологического состояния личного состава является противоречие между системой уже сложившихся у нее ценностей, идеалов, интересов и новыми требованиями, предъявляемыми к ним воинской средой. Разрешение данного противоречия происходит в деятельности, путем овладения определенными средствами ее осуществления приемами, способами, умениями, знаниями и т.п. Поэтому процесс формирования духовного фактора военной безопасности на военносоциальном уровне не сводится лишь к внешним воздействиям воинской среды на личность и воинский коллектив. Он невозможен вне деятельности. Деятельность выступает способом его формирования, поскольку она возникает на основе взаимодействия людей с природной и общественной средой. 286 |