ЗАКЛЮЧЕНИЕ 165 Проведённый социально-философский анализ сущности, содержания и специфики формирования морального духа российской армии как объекта информационного противоборства в современных условиях позволяет сделать следующие выводы: 1. Человечество в начале XXI века столкнулось с новыми сложными проблемами и противоречиями, которые требуют своего мировоззренческого и методологического осмысления. Узел мировых социальных, технологических, информационных, национальных, духовных и других проблем и противоречий переместился в Россию, где происходят сложные процессы смены парадигмы общественного развития. Российская цивилизация является той страной, где пересекаются и взаимодействуют различные культурно-исторические типы: Восток и Запад, самые разнообразные культурные и религиозные традиции. Перед Россией встает задача сохранения своей территориальной целостности, суверенитета, экономической и культурной независимости. Это особенно важно учитывать в условиях реформирования всех сфер жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной. В силу этого, реформа военной организации общества связана, в том числе, и с философским переосмыслением концептуальных и доктринальных основ военного строительства, его экономических, политических, социальных и духовных оснований. Одним из важных факторов успешного4 проведения военной реформы является использование огромных возможностей духовного потенциала России при формировании высокого морального духа ее армии в условиях информационного противоборства, что и выступило основанием для выбора темы исследования. 2. Адекватно отразить, понять и успешно решить проблему сущности, структуры и формирования морального духа российской армии как объекта информационного противоборства можно лишь на путях взаимодействия различных методологических подходов. Представляется, что теоретическое значе |
* ЗАКЛЮЧЕНИЕ J Человечество на пороге XXI века столкнулось с новыми сложными проблемами и противоречиями, которые требуют своего мировоззренческого и методологического осмысления. Глобальные проблемы современности, вопросы мира и войны, перспективы социального развития, взаимодействия разных культур и цивилизаций требуют более широкого взгляда на мир, его "нового" видения и "иных" философских подходов, в силу неординарности задач, встающих перед мировой цивилизацией. Конец XX века характеризовался значительными общественными катаклизмами и, прежде всего, распадом мировой системы социализма и СССР, что привело к совершенно иной геополитической ситуации в мире, резкому возрастанию, особенно в последнее время, роли религиозного и научно-технологического факторов и др. Узел мировых социальных, технологических, национальных, духовных и других проблем и противоречий переместился в Россию, где происходят сложные процессы смены парадигмы общественного развития. Представляется, что российская цивилизация является той страной, где пересекаются и взаимодействуют различные культурно-исторические типы: Восток и Запад, самые разнообразные культурные и религиозные традиции. Перед российским обществом в который раз встает проблема выбора и самоидентификации. Распад "великой империи" на множество самостоятельных государств обострил "дремлющие в глубине" противоречия и привел к разнообразным конфликтам, в том числе и вооруженным. В силу этого актуализировалась проблемы обеспечения национальной и военной безопасности государств, использования вооруженных сил и военной мощи в их решении. Перед Россией встает задача сохранения своей 313 территориальной целостности, суверенитета, экономической и культурной независимости. Это особенно важно учитывать в условиях реформирования всех сфер жизни общества: экономической, политической, социальной, духовной и, как следствие реформирования Вооруженных Сил. В силу этого, реформа военной организации общества связана, в том числе, и с философско-методологическим переосмыслением концептуальных и доктринальных основ военного строительства, его экономических, политических, социальных и духовных основании. Глубинные коренные изменения должны затронуть как политическую, так и военно-техническую стороны военного строительства. Важным фактором в этом процессе является отсутствие должного опыта осмысления такого крутого поворота и перелома российского общества и государства и, как следствие, его военной организации. Одним из важных факторов успешного проведения военной реформы, по нашему мнению, является использование огромных возможностей духовного потенциала России, что и выступило основанием для выбора темы исследования. Учитывая вышеизложенное, проблема анализа духовного потенциала военной безопасности государства рассматривалась в диссертации в широком философском контексте соотношения различных методологических подходов. Это "вывело" нас на проблему целостного видения общества и его духовного потенциала, что явилось причиной разработки основ методологии целостного исследования духовного потенциала военной безопасности государства. По нашему мнению, адекватно отразить, понять и успешно решить проблему духовного потенциала военной безопасности государства можно лишь на путях взаимодействия различных методологических подходов. Представляется, что теоретико-методологическое значение диссертации 314 |