Формирование и защиту морального духа российской армии в условиях информационного противоборства можно представить на трех уровнях социальной детерминации: общества, Вооружённых Сил и личности воина. На уровне общества создаются необходимые политические, правовые, нравственные, экономические, научно-технические, информационные предпосылки и условия формирования морального духа общества и армии, определяются основные принципиальные направления информационной, социальной и военной политики, воспитания населения, оценки и тенденции мирового развития, военно-политической обстановки, состояние и формирование внутриполитических условий, общественное сознание и другие. То есть, данный уровень, в конечном счете, формирует всю систему общественных отношений, в рамках которых происходит перевод духовного потенциала российского общества в духовный фактор военной безопасности государства в условиях информационного противоборства. Задачей на уровне Вооружённых Сил при формировании и защите морального духа российской армии как объекта информационного противоборства является, с одной стороны, социальная трансформация общесоциальных условий и детерминант в воинскую среду, а с другой стороны, выработка специфических средств, форм и способов, учитывающих особенности воинской среды, воинской деятельности в формировании морального духа армии и информационному противодействию противостоящей стороны. Выделение уровня личности воина при формировании и защите морального духа обусловлено необходимостью превращения, трансформации внешних условий во внутренние убеждения личности, качества, характеристики воина. Именно на этом уровне в рамках духовного мира личности происходит соединение в единый «сплав» интеллектуальной, волевой и эмоциональночувственной сторон морального духа индивида как объекта информационного противоборства. В процессе формирования морального духа российской армии как объекта информационного противоборства, в диссертации определены субъекты, 171 |
Глава IV. СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА И АРМИИ Вг ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Основываясь на анализе сущности и содержания духовного потенциала военной безопасности государства, изложенном ранее, можно определить и социальный механизм его реализации в фактор укрепления военной безопасности России. Социальный механизм реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности России можно представить на трех уровнях социальной детерминации: общесоциальном, военно-социальном и личностном. i На общесоциальном уровне социального механизма создаются необходимые политические, правовые, нравственные, экономические, научнотехнические предпосылки и условия реализации духовного потенциала общества в фактор военной безопасности государства, определяются основные принципиальные направления социальной и военной политики, воспитания населения, оценки и тенденции мирового развития, военнополитической обстановки, состояние и формирование внутриполитических условий, общественное сознание и другие. То есть данный уровень в конечном счете формирует всю систему общественных отношений, в рамках которых происходит перевод духовного потенциала общества в духовный фактор военной безопасности государства. Задачей военно-социального уровня при реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности является, с одной стороны, социальная трансформация общесоциальных условий и детерминант в воинскую среду, а с другой стороны, выработка специфических средств, форм и способов, учитывающих особенности воинской среды, воинской деятельности в реализации духовного потенциала общества и армии в духовный фактор военной безопасности государства. Выделение личностного уровня (уровня самовоспитания, саморегуляции) в социальном механизме реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности обусловлено необходимостью превращения, трансформации внешних условий во внутренние убеждения личности, качества, характеристики воина. Именно на этом уровне в рамках духовного мира личности происходит соединение в единый "сплав" интеллектуальной, волевой и эмоционально-чувственной сторон духовного фактора военной безопасности. Поэтому показать механизм этого целостного образования, его взаимодействие с общесоциальным и военносоциальным уровнями, с нашей точки зрения, чрезвычайно важно. Следует иметь в виду, что выделение трех уровней социальной детерминации целесообразно только в процессе научного анализа. В реальной жизни они существуют и функционируют вместе, взаимодействуют и дополняют друг друга. Диалектика взаимодействия выделенных уровней в самом общем плане сводится к двум важнейшим направлениям. Вопервых, в определяющем воздействии общесоциального уровня на военносоциальный и личностный уровни. Во-вторых, в возможности активного обратного воздействия второго и третьего уровней на первый. Определяющая роль общесоциального уровня проявляется в том, что именно на нем осознается степень реальных военных опасностей и угроз необходимым жизненно важным национальным интересам государства, оценивается состояние внешнеполитической и внутриполитической ситуации в стране. С другой стороны, нерешенность многих социальных проблем в воинских коллективах негативно воздействует на настроения в t ских условий, общественное сознания и другие. То есть данный уровень в конечном счете формирует всю систему общественных отношений, в рамках которых происходит реализация духовного потенциала общества в духовный фактор военной безопасности государства. Задачей военно-социального уровня при реализации духовного по-I* тенциала в духовный фактор военной безопасности является, с одной стороны, социальная трансформация общесоциальных условий и детерминант в воинскую среду, а с другой стороны, выработка специфических средств, форм и способов, учитывающих особенности воинской среды, воинской деятельности в реализации духовного потенциала армии и общества в духовный фактор военной безопасности государства. Выделение личностного уровня (уровня самовоспитания, саморегуляции) в социальном механизме реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности обусловлено необходимостью превращения, трансформации внешних условий во внутренние убеждения личности, качества, характеристики воина. Именно на этом уровне в рамках духовного мира личности происходит соединение в единый "сплав" интеллектуальной, волевой и эмоционально-чувственной сторон "духовного фактора военной безопасности индивида". В процессе анализа социального механизма реализации духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности России, в диссертации были определены субъекты, объекты и отношения, возникающие между ними на каждом из уровней социальной детерминации, что имеет важное практическое значение для формирования духовного фактора военной безопасности российского государства в современных условиях. В результате исследования основным субъектом перевода духовного потенциала в духовный фактор военной безопасности России на общесо330 |