Совершенно очевидно, что информационное противоборство как социальное явление и объект исследования представляет собой сложное социальное явление, обусловленное закономерностями разного уровня и природы. Каждый «срез» его анализа подчиняется своим специфическим законам. Представляется, что если использовать все подходы в комплексе, то возможно в большей степени получить целостное представление об информационном противоборстве и движущих силах его развития. То есть, анализируя реальное состояние информационного противоборства можно показать, какую роль в нем как явлении играют материальный, духовный, технологический и другие факторы. В исследовании информационного противоборства и морального духа армии, реализуя принцип восхождения от абстрактного к конкретному, целесообразно использовать основные принципы методологии целостного анализа общественных явлений, предложенного В.М. Чугуновым . Во-первых, принципа целостного анализа информационного противоборства и морального духа армии. Принцип целостности предполагает подходить к анализу информационного противоборства и морального духа армии как к целому, то есть в органическом единстве их сторон и характеристик. Целостность предусматривает определенную системность, иерархичность рассматриваемых явлений, предметов, процессов, их основных сфер и элементов. В основе идеи целостности общественных явлений, информационного противоборства и морального духа армии в том числе, лежит какой-либо системообразующий фактор (материальный, духовный, технологический и др. Принцип целостности предполагает учет следующих требований (положений): 1) завершенность содержания общественных явлений (органическое единство материального и духовного); 2) функционирование и развитие общественных явлений в соответствии с определенной целью (например, применительно к обществу —движение к демократии и правовому государству, гражданскому обществу в России; к процветанию и «обществу всеобщего благоден1См.: Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социальнофилософский анализ): Автореф. дис. ...докт. филос. наук. Монино, 1998. С. 32-35. 18 4 |
вершенность, системность, иерархичность рассматриваемых явлений, предметов, процессов, их основных сфер и элементов. В основе идеи целостности общественных явлений лежит какойлибо системообразующий фактор (материальный, духовный, технологический). Например, положение об определяющей роли способа производства в развитии общества в основе материалистиеского понимания истории; духовные ценности, как дететерминирующие развитие культуры, в основе социокультурного взгляда на социум; технология, развитие науки и техники в основе цивилизационного взгляда на общество и его историю. Таким образом, принцип целостности предполагает учет следующих требований (положений): во-первых, завершенности содержания общественных явлений (органического единства материального и духовного); во-вторых, функционирования и развития в соответствии с определенной целью (движение к коммунизму в рамках марксистского идеала, к процветанию и правовому государству, гражданскому обществу, "обществу всеобщего благоденствия" в рамках либеральнодемократического идеала, доминирования той или иной религиозной идеи в рамках теократического идеала); в-третьих, использования по возможности всей совокупности методологических подходов исследования: формационного, социокультурного, цивилизационного и т.п.), их диалектического сочетания. То есть принцип целостности требует учета всех структурных компонентов общественного организма: его субъектов, объектов, отношений, уровней, сторон, идей, теорий, взглядов и др. Во-вторых, это принцип методологического плюрализма, суть которого заключается в том, что для всестороннего исследования общества, ввиду его сложности и специфичности требуется комплексное применение различных методологических подходов, поскольку ни один из них не в со-Л . 55 |