т.п., анализу которых посвящен достаточно большой спектр литературы.1 В связи с этим мы не будем останавливаться на их подробной характеристике. В-пятых, принципа диалектического сочетания общечеловеческих, национальных и классовых интересов в анализе общественных явлений, в том числе и информационное противоборства и морального духа армии. Он предполагает сохранение меры и отсутствие абсолютизации при характеристике и оценке роли общечеловеческого, национального и классового в рассмотрении и решении проблем развития и функционирования морального духа армии как объекта информационного противоборства. В-шестых, принципа историзма, характеризующий направление исследования, общий подход к решению научной проблемы. Суть его заключается в том, чтобы последовательно и детально воспроизвести процесс возникновения и развития исследуемого явления, вскрыть общие закономерности, типичные черты и условия, в которых протекало это развитие. Вне исторического подхода не может быть понята и противоречивость современного этапа социокультурного развития России, в котором диалектика единичного, особенного и общего воплощается в переплетении элементов национального, классового и общечеловеческого. По-видимому, историзм должен выражаться в том, чтобы в развитии общества, культуры, духовности, морального духа армии и информационного противоборства не игнорировались те национальные или классовые особенности, которые были присущи данной цивилизации, обществу на протяжении длительного времени. Это означает, что при анализе и оценке информационного противоборства и морального духа армии в той или иной локальной культуре как цивилизации и российской в том числе, нельзя игнорировать конкретно-исторические условия его формирования. Только в этом случае под выводы подводится соответствующее объективное основание. 1См.: Андреев И.Д. Диалектическая логика. —М.: Высшая школа, 1985; Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. —М., 2003; Крапивенский С.Э. Социальная философия. —М., 2004; Материалистическая диалектика как общая теория развития. В 4-х т. Т.1. Философские основытеории развития /Под рук. и общ. ред. Л.Ф. Ильичева. —М.: Наука, 1982 и др. 21 |
реалиям сегодняшнего дня. Задача, на наш взгляд, должна сводиться к использованию различных методологических парадигм по схеме "и и" в целях наиболее адекватного понимания такого сложного и специфичного "организма", как общество, различных его сфер вообще и духовной в частности. Представляется, что невозможно решить комплексную проблему исследования духовного потенциала военной безопасности государства, базируясь только на одной методологической парадигме. Каждый из методологических подходов (формационный, цивилизационный, социокультурный и др.) обладают определенными возможностями для решения тех или иных задач исследования. Применяя принцип дополнительности в рассмотрении духовного потенциала военной безопасности государства, мы как бы расширяем методологическую основу анализа, преодолевая односторонность каждого из подходов, и целостно используем возможности формационного, цивилизационного и социокультурного подходов в обогащении друг друга и успешного решения поставленной проблемы. В-четвертых, общедиалектические принципы исследования любых предметов и процессов вообще, общества и его духовной сферы в частности: принцип развития, принцип всеобщей связи, принцип объективности, принцип всесторонности, и другие, анализу которых посвящен достаточно большой спектр литературы1. В-пятых, это принцип диалектического сочетания общечеловеческих, национальных и классовых интересов в анализе общественных явлений, в том числе и духовного потенциала военной безопасности госу1 См.: Андреев И.Д. Диалектическая логика.-М.:Высшая школа,1985.-366 с.; Диалектика. Познание. Наука./Отв. ред. В.А. Лекторский, B.C. Тюхтин.-М.;Наука,1988.-286 с.; Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.-М.Политиздат, 1984.-320 с.; Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания.-М.:Госполитиздат,1963.-295 с.; Материалистическая диалектика. В 5 т. Т.1. Объективная диалектика/Под общ. ред. Ф.В. Константинова и В.Г. Марахова; Отв. ред. Ф.В. Вяккерев,М.:Мысль, 1981.-374 с.; Материалистическая диалектика как общая теория развития. В 4 т. Т.1. Философские основы теории развития/Под рук. и общ.ред. Л.Ф. Ильичева.-М.Наука, 1982.-496 с. и др. 57 дарства. Этот принцип предполагает сохранение меры и отсутствие абсолютизации при характеристике и оценке роли общечеловеческого, национального и классового в рассмотрении и решении проблем развития общества, всех его сфер, особенно духовной. В-шестых, принцип историзма, характеризующий направление исследования, общий подход к решению научной проблемы. Суть его за-i ключается в том, чтобы последовательно и детально воспроизвести процесс возникновения и развития исследуемого явления, вскрыть общие закономерности, типичные черты и условия, в которых протекало это развитие. Это означает, что при анализе и оценке той или иной локальной культуры как цивилизации (в рамках социокультурного подхода) мы не можем игнорировать конкретно-исторические условия ее формирования. Только в этом случае под наши выводы подводится соответствующее объективное основание. Следует иметь в виду, что вне исторического подхода не может быть понята и противоречивость современного этапа социокультурного развития, в котором диалектика единичного, особенного и общего воплощается в переплетении элементов национального, классового и общечеловеческого. По-видимому, историзм должен выражаться в том, чтобы в развитии общества, культуры, духовности не игнорировались те национальные или классовые особенности, которые были присущи данной цивилизации на протяжении длительного времени. Методология целостного исследования не сводится только к определению основных принципов исследования. Важно также показать алгоритм и способы их применения. Так, при анализе объекта исследования военной безопасности государства как составной части национальной безопасности страны требуется определить основные национальные цен58 |