Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 23]

мышленности, широким внедрением достижений науки, техники, увеличением доли квалифицированного труда и изменением структуры занятости, преобладанием городского населения, резким повышением уровня капиталовложений.
Третий тип —информационная революция, начавшаяся в 60—х годах нашего столетия и разворачивающаяся на наших глазах, которая должна привести к информационной (постиндустриальной) цивилизации.
Информационная революция радикально отличается от предшествовавших социотехнических революций тем, что она одновременно ведет к глубоким существенным переменам и в производстве, и в социально-экономических структурах, и в духовной сфере1.

Вышеизложенное позволяет, во-первых, отметить, что суть цивилизационно-технологического подхода заключается в построении типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой, технологических базисов.
Во-вторых,
цивилизационно-технологический подход, в дополнение к диалектико-материалистическому анализу общества, позволяет более глубоко вникнуть в цивилизационно-технологический срез исторического процесса, поскольку: а) конкретные исторические формы организации общественного хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное, товарно-плановое, информационное) непосредственно определяются технологическим базисом, лежащим в основе цивилизации; б) цивилизационно-технологический подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития, различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным делением общества; в) при цивилизационно-технологическом подходе обогащаются наши представлении об информационном и социальнопсихологическом облике данного конкретного общества, его духовной жизни, менталитете, моральном духе армии, причем активная роль общественного сознания предстает более рельефно, ибо многие черты этого облика являются от23 Подробнее о концепции Э.
Тоффлера и волнах цивилизации см.
на С.
34-35.
—А.П.; Тоффлер Э.
Шок будущего /Пер.
с англ.
—М., 2003.
С.
557; Тоффлер Э.
Третья волна /Пер.
с англ.
—М.: Изд-во ACT, 2002.
С.
776 .
[стр. 52]

древнейшим земледельческим цивилизациям, для которых были характерны общества с примитивным сельскохозяйственным производством, жесткой иерархией социальной структуры и власти, принадлежащей прежде всего собственникам земли, церковью и армией как главными социальными институтами Второй тип индустриальная революция, порожденная машинным производством (XVII-XVIII в.в.), приводит к созданию индустриальной цивилизации, при которой общество характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижении науки, техники, увеличением доли квалифицированного труда и изменением структуры занятости, преобладанием городского населения, резким повышением уровня капиталовложении.
Третий тип информационная революция, начавшаяся в 60-х годах нашего столетия и разворачивающаяся на наших глазах, которая должна привести к информационной (постиндустриальной) цивилизации.
Информационная революция радикально отличается от предшествовавших социотехнических революций тем, что она одновременно ведет к глубоким существенным переменам и в производстве, и в социально-экономических структурах, и в духовной сфере.

Информационное общество характеризуется следующими основными признаками: а) большинство населения в нем занято в сфере услуг и производства информации; б) в нем создается огромная сеть взаимосвязанных накопителей знаний общедоступных банков данных; в) информация в таком обществе становится товаром и наряду с информационной технологией занимает одно из первых мест в экономике страны1 Иными словами, информационная 1Подробнее о концепции А.
Тофлера и волнах цивилизации см.: Тофлер А.
Третья волна//С1ПА: экономика, политика, идеология.-1982.-As 7-11.
52

[стр.,53]

(постиндустриальная) цивилизация характеризуется высоким уровнем массового потребления, развитой сферой услуг и теоретического знания.
Таким образом, во-первых, мы можем сделать вывод, что суть цивилизационного подхода заключается в построении типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой, технологических базисов.
Во-вторых,
цивилизационный подход в дополнение к формационному позволяет более глубоко вникнуть в цивилизационный срез исторического процесса, поскольку: а) конкретные исторические формы организации общественного хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное, товарно-плановое) непосредственно определяются технологическим базисом, лежащим в основе цивилизации; б) цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным делением общества; в) при цивилизационном подходе обогащаются наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете, причем активная роль общественного сознания предстает более рельефно, ибо многие черты этого облика являются отражением технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени цивилизации1.
В-третьих, можно сформулировать основные принципы (положения) цивилизационного подхода в исследовании общества: движущей силой развития общества выступает прогресс технологий (науки, техники) как реализация противоречия между человеком и техникой в производственном процессе; смена "технологических" цивилизаций происходит в результате социотехнических революций; решающая роль в развитии обще1— .
_ ^ ^ 1 См.: Крапивенский С.Э.
Социальная философия.-Волгоград,1996.-С.144-155.
53

[Back]