ражением технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени цивилизации1, а, следовательно, существенно влияют на моральный дух армии как объект информационного противоборства. В-третылх, сформулировать основные принципы цивилизационнотехнологического подхода в исследовании общества и общественных явлений: движущей силой развития общества выступает прогресс технологий (науки, техники), как реализация противоречия между «человеком» и «техникой» в производственном процессе; смена «технологических» цивилизаций происходит в результате социотехнических революций; решающая роль научнотехнической элиты в развитии общества; исторический процесс предстает как смена цивилизаций: аграрно-земледельческой (доиндустриальной), промышленной (индустриальной) и информационной (постиндустриальной), в основе которых лежат разные технологические основания. Используя основы методологии целостного исследования, важно также показать алгоритм и способы ее применения в анализе морального духа армии как объекта информационного противоборства. Так, при анализе предмета исследования —морального духа российской армии как объекта информационного противоборства требуется исходить из основных общенациональных ценностей и интересов российского государства, которые лежат в его основе, что предполагает учет особенностей цивилизационного развития России. Для чего целесообразно использовать социокультурный подход. Следует учитывать, что определение системы духовных ценностей российского культурно-исторического типа (цивилизации) осуществляется преимущественно при его помощи. Социокультурный подход констатирует, что духовные ценности являются системообразующим фактором и выступают решающими вразвитии общества. Именно духовный фактор придает цивилизации определенность и законченность. Социокультурный подход позволяет через уяснение, прежде всего духовного фактора: ценностей, идеалов, идей, теорий, настроений, чувств, традиций и т.п. определить внутреннюю ло1См.: Крапивенский С.Э. Социальная философия. —М., 2004. С. 151-176. 24 |
(постиндустриальная) цивилизация характеризуется высоким уровнем массового потребления, развитой сферой услуг и теоретического знания. Таким образом, во-первых, мы можем сделать вывод, что суть цивилизационного подхода заключается в построении типологии общественных систем, исходящей из определенных, качественно различающихся между собой, технологических базисов. Во-вторых, цивилизационный подход в дополнение к формационному позволяет более глубоко вникнуть в цивилизационный срез исторического процесса, поскольку: а) конкретные исторические формы организации общественного хозяйства (натуральное, натурально-товарное, товарное, товарно-плановое) непосредственно определяются технологическим базисом, лежащим в основе цивилизации; б) цивилизационный подход позволяет понять генезис, характерные черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, которые не связаны напрямую с формационным делением общества; в) при цивилизационном подходе обогащаются наши представления о социально-психологическом облике данного конкретного общества, его менталитете, причем активная роль общественного сознания предстает более рельефно, ибо многие черты этого облика являются отражением технологического базиса, лежащего в основе той или иной ступени цивилизации1. В-третьих, можно сформулировать основные принципы (положения) цивилизационного подхода в исследовании общества: движущей силой развития общества выступает прогресс технологий (науки, техники) как реализация противоречия между человеком и техникой в производственном процессе; смена "технологических" цивилизаций происходит в результате социотехнических революций; решающая роль в развитии обще1— . _ ^ ^ 1 См.: Крапивенский С.Э. Социальная философия.-Волгоград,1996.-С.144-155. 53 ства принадлежит научно-техническои элите; исторический процесс предстает как смена цивилизаций: аграрно-земледельческой (доиндустриальной), промышленной (индустриальной) и информационной (постиндустриальной), в основе которых лежат разные технологические основания. Итак, мы можем подвести некоторые итоги, касающиеся соот* ношения социокультурного, формационного и цивилизационного подходов и сделать выводы, которые лягут в основу методологии целостного исследования духовного потенциала военной безопасности государства. Очевидно, что при рассмотрении такого сложного объекта, каким является общество вообще и духовный потенциал военной безопасности государства в частности, трудно одновременно использовать целый комплекс методологических подходов. Но представляется, что это необходимо для более полного их изучения и адекватного видения. Все определяет цель исследования, в зависимости от которой в нем может доминировать какой-либо один из методологических подходов или применяться их комплекс. Следовательно, логика развития науки и потребности практики неизбежно приводят к возникновению и формированию определенных принципов методологии целостного исследования общественных явлений вообще и духовного потенциала военной безопасности в особенности, в ряду которых можно выделить основные. Во-первых, принцип целостного анализа общества, духовного потенциала военной безопасности государства. Принцип целостности предполагает подходить к анализу общества, культуры, цивилизации как к целому, то есть в органическом единстве его сторон и характеристик. Целостность предусматривает определенную за54 |