62 1. Дух как совокупность, средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, сконцентрированных в единой индивидуальности, как средство социальной ориентации в окружающей действительности и активно действующая сила человека. 2. Дух как внутреннее состояние, духовные силы коллектива, социальной группы, класса, нации, народа . Сжатая характеристика исходного понятия «дух» позволяет нам в рамках рассматриваемого подхода проанализировать определение «духовности». Так, словарь по психологии трактует духовность следующим образом: «Духовность» с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других»2. Словарь русского языка определяет духовность как духовную, интеллектуальную природу, сущность человека, противополагаемую его физической, телесной сущности3. Но данные определения, как представляется, не раскрывают в полном объеме содержательную сторону понятия духа и духовности. Анализируя категорию «духовность», следует отметить, что она является достаточно сложным понятием и трактуется не однозначно. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии, где связывалось с действием самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции «творения» и определения судеб мира и человека. В других философских школах и направлениях оно не столь распространено и не нашло своего места как в сфере понятий, характеризующих сферу идеального, сознания, рациональности, разума, так и в сфере культурного бытия человека. См.: Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства (социальнофилософский анализ). Монино, 1998. С. 90-91. 2 Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. С.112. 3См.: Словарь русского языка: В 4-х т. М., 1985-1988. Т.1, 1985. С. 455. |
культурного анализа, заключающегося в том, что цивилизация может заимствовать из других культурно-исторических типов только те элементы, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом своего экономического, политического, социального и духовного развития. Любые попытки слепого копирования или механического переноса чуждых данному культурно-историческому типу ценностей обречены на неудачу. Более точ го, они могут привести к его ослаблению и даже гибели, о чем свидетельствует весь опыт мировой истории. Таким образом, мы закончили социокультурный анализ развития России, в результате которого пришли к выводу, что она представляет собой самостоятельный культурно-исторический тип, или цивилизацию, отличающуюся и от Запада и от Востока своими основными национальными ценностями. Но для рассмотрения духовного потенциала военной безопасности государства необходимо проанализировать и такую важную для нашего исследования категорию, как духовность, выяснить, что она представляет собой как явление, каковы ее сущность и основное содержание. Это мы попытаемся осуществить в следующем параграфе. 1.3. Сущность категории "духовность” и ее методологическое значение для анализа духовного потенциала военной безопасности государства Приступая к рассмотрению проблемы, следует отметить, что духовность является достаточно сложным понятием и трактуется неоднозначно. Это понятие использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии, где связывалось с действием 115 самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции творения и определения судеб мира и человека. В других философских школах и направлениях оно не столь распространено и не нашло своего места как в сфере понятий, характеризующих сферу идеального, сознания, рациональности, разума, так и в сфере культурного бытия человека. Вместе с тем в последние годы это понятие стало широко употребляться в концепциях духовного возрождения России, в исследованиях процессов духовного производства, духовной культуры и ее видов, духовной жизни общества и т.п. Но его определение по-прежнему остается дискуссионным. Исходя из социокультурного анализа, проведенного во втором параграфе, мы пришли к выводу, что Запад, Восток и Россия являются самостоятельными цивилизациями или культурно-историческими типами, с присущими только им различными национальными ценностями, в том числе и духовными, которые и обусловливают разные философские традиции и типы мышления и, следовательно, разное понимание духовности. В истории развития мировой цивилизации и философии сложилось два основных подхода к проблеме духовности. Первый, назовем его условно традиционным, исторически возник в эпоху рабовладения, и связан прежде всего с господствовавшим в то время религиозным, а позднее объективно-идеалистическим миропониманием, признавал наличие этой субстанции и давал ей соответствующее толкование. Второй подход, опирающийся прежде всего на ценности западной цивилизации и идеи европейского Просвещения, сравнительно молод (ему около 300 лет), но тем не менее является влиятельнейшей традицией западной философии и западного культурно-исторического типа, подходит к духовности исключительно с рационалистической точки зрения, по су116 стояние, моральная сила человека, коллектива, народа (например: дух войска, подъем духа). Представляется, что в самом общем виде в рамках диалектикоматериалистического подхода понятие "дух" имеет два значения: 1. Дух совокупность, средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, сконцентрированных в единой индивидуальности, как средство социальной ориентации в окружающей действительности и активно действующая сила человека. 2. Дух внутреннее состояние, духовные силы коллектива, социальной группы, класса, нации, народа. Краткая характеристика исходного понятия "дух" позволяет нам в рамках рассматриваемого подхода проанализировать определение "духовности". Так, словарь по психологии трактует духовность следующим образом: "Духовность с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для д р у г и х " .2 Словарь русского языка определяет духовность как духовную, интеллектуальную природу, сущность О человека, противополагаемую его физической, телесной сущности. Данные определения не могут удовлетворить нас, поскольку не раскрывают в полном объеме содержательную сторону понятия духовности. В последнее время проблема духовности стала объектом пристального внимания ученых и общественной мысли страны, что находит свое выра1См. Словарь русского языка: в 4 т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой.-3-е изд.-М.: Русский язык,1985-1988.Т.1.1985.-С.455. 2 Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд.-М.: Политиздат,1990.-С.112. Зсм. Словарь русского языка: в 4 Т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой.-З-е изд.-М.: Русский язык,1985-1988.Т.1.1985.-С.455. 127 |