Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 63]

Исходя из методологии социокультурного анализа, целесообразно согласиться с точкой зрения, что Запад, Восток и Россия являются самостоятельными цивилизациями или культурно-историческими типами, с присущими только им различными национальными ценностями, в том числе и духовными, которые и обусловливают разные философские традиции и типы мышления и, следовательно, разное понимание духовности и морального духа армии1.
Во-первых, следует согласиться с точкой зрения, что в самом общем философском смысле духовность включает в себя три основных начала —познавательное, нравственное и эстетическое.
Этим трем способностям человека соответствуют три основные сферы духовной деятельности, созидающие научное знание и философию, нравственность и искусство, которым, в свою очередь, соответствуют высшие духовные ценности: истина, добро и красота .
Все это необходимо
учитывать при анализе сущности и содержания морального духа российской армии.
Во-вторых, культурно-антропологический аспект рассмотрения проблемы позволяет
констатировать, что духовность шире по объему и богаче по содержанию того, что связано с рациональным знанием, культурой переживаний и чувственно-волевым освоением мира человеком.
Духовность
связана, прежде всего, с такими ценностями и идеалами, на основе которых решаются смыслообразующие, смысложизненные проблемы, выражающиеся для каждого человека, социальной группы, слоя, класса, нации, всего общества в системе вечных вопросов человеческого бытия, что также должно послужить одним из оснований анализа морального духа армии как объекта информационного противоборства.
В-третъих, главным в духовности выступает не обретение разнообразных знаний, а их смысл и цель.
Духовность —есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются 1См.: Чугунов В.М.
Методология социокультурного анализа.
Монино, 2004.
С.
38-43.Л См.: Шердаков В.Н.
О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности / Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопросы философии, 1996.
№ 2.
С.
27.

63
[стр. 17]

Значительный пласт материала составляют работы русской военной эмиграции о важнейшей роли духовных сил в обеспечении победы в бою, в формировании патриотизма российского воинства.
Следует отметить, что вопросы формирования боевого духа армии рассматривались ее представителями в диалектическом единстве с государственной политикой, идеологией, идеалами высшего предназначения службы воина.1 Представляется, что значительным шагом вперед можно считать работы, где духовность рассматривается как самостоятельный феномен субъект-объектной реальности, обладающий "способностями" к самостоятельной, собственной роли в жизнедеятельности человека.2 В этом плане характерны исследования, где выдвигаются идеи об энергетическом потенциале духовного, о духовном как особого рода трансформации материального бытия, как высшей форме социального отражения, о соотношении рационального и иррационального в воинской формы//Душа армии.
Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской вооруженной силы.-М.: ВУ, Отечество и воин, Русский путь,1997; Чернавин Ю.А.
Социальный статус военнослужащего (социально-философский анализ): Автореф.дис....
докт.филос.наук.-М.:ВУ,1997 и др.
1 См.: Головин Н.Н.
Исследование боя.
Исследование деятельности и свойств человека как бойца: Антология отечественной военной мысли.
Книга 2.-М.Д995; Душа армии.
Русская военная эмиграция о морально-психологических основах российской военной силы.-М., 1997; Меньшиков М.О.
Из писем к ближним.-М.:Воениздат,1991; Меснер Е.
и др.
Российские офицеры.-М.: Изд.центр."Анкил-Воинм,1995; Какая армия нужна России? Взгляд из истории: Российский военный сборник.Вып.№ 9.-М.:ВУ,1995; Военно-морская идея России: Российский военный сборник.Вып.№ 11.-М.:ВУ,1997; Философия войны/Под общ.ред.
А.Б.
Григорьева.М.: "Анкил-воин", Российский воен.сб., 1995 и др.
2 См.: Антоненко В.И., Майоренко В.Г.
Информационное единство мира./Под общ.ред.
В.В.
Горюнова, А.И.
Суптеля.-Монино:ВВА,1996; Барулин B.C.
Социально-философская антропология.
Общие начала социально-философской антропологии.-М.,1994; Буева Л.П.
Духовность и проблемы нравственной культуры//Духовность, художественное творчество, нравственность//Вопросы философии,-1996.-№2.-С.3-5; Грузков В.Н.
Духовное и профессионализм.
Социально-философский анализ.-Ставрополь,1996; Каган М.С.
О духовном.
(Опыт категориального анализа)//Вопросы философии.-1985.-№ 9.-С.93-95; Он же.
Диалектика материального и духовного в культуре//Диалектика культуры.Сборник.-Куйбышев,1982,С.45; Лекторский В.А.
Духовность и рациональность/Духовность, художественное творчество, нравственность//Вопросы философии.-1996.-№2.-С.32-33; Уледов А.К.
Духовное обновление общества.М.,1990.-С.17; Шердаков В.Н.
О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности//Духовность, художественное творчество, нравственность// Вопросы философии,1996,№2.-С.27
и др.
17

[стр.,116]

самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежат функции творения и определения судеб мира и человека.
В других философских школах и направлениях оно не столь распространено и не нашло своего места как в сфере понятий, характеризующих сферу идеального, сознания, рациональности, разума, так и в сфере культурного бытия человека.
Вместе с тем в последние годы это понятие стало широко употребляться в концепциях духовного возрождения России, в исследованиях процессов духовного производства, духовной культуры и ее видов, духовной жизни общества и т.п.
Но его определение по-прежнему остается дискуссионным.
Исходя из социокультурного анализа, проведенного во втором параграфе, мы пришли к выводу, что Запад, Восток и Россия являются самостоятельными цивилизациями или культурно-историческими типами, с присущими только им различными национальными ценностями, в том числе и духовными, которые и обусловливают разные философские традиции и типы мышления и, следовательно, разное понимание духовности.
В истории развития мировой цивилизации и философии сложилось два основных подхода к проблеме духовности.
Первый, назовем его условно традиционным, исторически возник в эпоху рабовладения, и связан прежде всего с господствовавшим в то время религиозным, а позднее объективно-идеалистическим миропониманием, признавал наличие этой субстанции и давал ей соответствующее толкование.
Второй подход, опирающийся прежде всего на ценности западной цивилизации и идеи европейского Просвещения, сравнительно молод (ему около 300 лет), но тем не менее является влиятельнейшей традицией западной философии и западного культурно-исторического типа, подходит к духовности исключительно с рационалистической точки зрения, по су116

[стр.,144]

Какой же из подходов рациональный (прагматический) или традиционный является верным, наиболее адекватно отражающим реальную действительность? Представляется, что понимание духовности прежде всего связано с культурно-исторической традицией, ее типом.
Разные культуры и цивилизации порождают различное понимание духовности.
Таким образом, подводя итог рассмотрению проблемы духовности, мы можем сделать следующие выводы, имеющие методологическое значение для анализа духовного потенциала военной безопасности государства.
Во-первых, мы солидарны с той точкой зрения, что в самом общем философском смысле духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое.
Этим трем способностям человека соответствуют три основные сферы духовной деятельности, созидающие научное знание и философию, нравственность и искусство, которым, в свою очередь, соответствуют высшие духовные ценности: истина, добро и красота.
Все это необходимо
учесть при анализе сущности и содержания духовного потенциала военной безопасности государства.
Во-вторых, культурно-антропологический аспект рассмотрения проблемы позволяет
нам сделать вывод, что духовность шире по объему и богаче по содержанию того, что связано с рациональным знанием, культурой переживаний и чувственно-волевым освоением мира человеком.
Духовность
сопряжена прежде всего с такими ценностями и идеалами, на основе которых решаются смыслообразующие, смысложизненные проблемы, выражающиеся для каждого человека, социальной группы, слоя, класса, нации, всего общества в системе вечных вопросов человеческого бытия, что также должно послужить одним из оснований анализа духовного потенциала военной безопасности государства.
144

[Back]