Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 65]

выражающие основные, глубинные, национальные ценности культурноисторического типа, цивилизации.
В-шестых, содержание понятия «духовность» в российской философской традиции принципиально отличается от западного, прагматического подхода и
базируется на традиционных для российского культурно-исторического типа духовных ценностях , что надо обязательно учитывать при анализе морального духа российской армии как объекта информационного противоборства.
В-седьмых, главным в духовности личности воина должна выступать ее смыслообразующая, смысложизненная составляющая.
Совершенно очевидно, что у разных индивидов смыслообразующая, смысложизненная составляющая бытия различна: у одних ею выступает вера в Бога; у других —наука, поиск истины; у третьих —красота; у четвертых —карьера и т.п.
В этом проявляется свобода человека в демократическом обществе.
Возможны ситуации, когда в духовном мире человека существует несколько смыслообразующих, смысложизненных ориентиров: Бог, наука, красота и т.п.
Но в условиях вооруженных сил они должны дополняться необходимыми компонентами (или составляющими), которые будут способствовать объединению людей с их отдельными смыслообразующими, смысложизненными ориентирами, идеалами и ценностями в единое целое.

Таким элементом и должно выступать, как представляется, осознание каждым гражданином страны своего воинского долга.
Выделенный методологический подход к духовности личности воина предполагает органическое сочетание индивидуального выбора военнослужащего с требованиями, предъявленными к нему обществом и государством как к воину.
Учитывая религиозные и историко-философские традиции рассмотрения проблемы духовности в разных культурно-исторических типах, а также их
временных, исторических рамок, правомерно выделить в каждой цивилизации или историческом типе общества, а также национальной философии, одну или несколько системообразующих идей.
Так, для античной философии Древней
Гре1См.: Чугунов В.М.
Методология социокультурного анализа.
Монино, 2004.
С.
13-15.
65
[стр. 146]

Итак, в сущностном плане духовность это высшая форма социального отражения действительности, в которой создаются и формируются смыслообразующие, смысложизненные знания, ценности, идеалы (прежде всего, в познавательной, нравственной и эстетической сферах) бытия индивида, социальной группы, слоя, класса, нации, народа, а также способы и формы их создания, выражающие основные, глубинные, национальные ценности культурно исторического типа, цивилизации.
В-шестых, содержание понятия "духовность" в российской философской традиции принципиально отличается от западного, прагматического подхода и,
по нашему мнению, базируется на традиционных для российского культурно-исторического типа духовных ценностях, что надо обязательно учитывать при анализе духовного потенциала военной безопасности России и социального механизма его перевода в реально действующий фактор.
Р В-седьмых, главным, на наш взгляд, в духовности личности воина должна выступать ее смыслообразуящая, смысложизненная составляющая.
Очевидно, что у разных индивидов
смыслообразующие, смысложизI ненные составляющие бытияразличны: у одних ею выступает вера в Бога; у других наука, поиск истины; у третьих красота; у четвертых карьера и т.п.
В этом проявляется свобода человека в демократическом обществе.
Возможны ситуации, когда в духовном мире человека существует несколько смыслообразующих, смысложизненных ориентиров: Бог, наука, красота и т.п.
Но в условиях вооруженных сил они должны дополняться необходимыми компонентами (или составляющими), которые будут способствовать объединению людей с их отдельными смыслообразующими, смысложизненными ориентирами, идеалами и ценностями в единое целое.

146

[стр.,147]

Таким элементом и должно выступать осознание каждым гражданином страны своего воинского долга.
Данный методологический подход к духовности воина предполагает органическое сочетание индивидуального выбора военнослужащего с требованиями, предъявленными к нему обществом и государством как к воину.
Учитывая религиозные и историко-философские традиции рассмотрения проблемы духовности в разных культурно-исторических типах, а также их
временные, исторические рамки, правомерно, на наш взгляд, выделить в каждой цивилизации или историческом типе общества, а также национальной философии одну или несколько системообразующих идей.
Так, для античной философии Древней
Греции и Рима такой идеей выступал космоцентризм.
В философии средних веков доминировал теоцентризм.
Для философии эпохи Возрождения и Нового времени характерным был антропоцентризм.
В марксистской философии доминировал соI циально-классовый подход.
Если говорить о национальных философских системах, то в них тоже можно выделить преобладающую проблематику.
Для немецкой классической философии была характерна гносеологическая тема.
В русской философии преобладала социально-нравственная направленность.
Для американской философии XX века доминантой выступал и продолжает оставаться прагматизм.
Эти рассуждения вытекают из социокультурного анализа развития российской цивилизации, проведенного во втором параграфе и их следует использовать для рассмотрения содержания и структуры духовного потенциала военной безопасности Российской Федерации в современных условиях.
Итак, проанализировав категорию "духовность" и выяснив ее характерные черты, а также методологическое значение для анализа духовного 147

[Back]