Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 67]

щества и его проявления в различных сферах, а в рамках второй —динамика, социальный механизм, цели, мотивы, интересы и потребности его развития.
Анализируя моральный дух российской армии как объект информационного противоборства как предмет исследования, необходимо учитывать, что его содержание можно рассматривать на трёх уровнях социальной детерминации: общества, Вооруженных Сил и личности воина.
Выделение этих трех уровней основывается, в первую очередь, на общедиалектической закономерности фиксации общего, особенного и единичного в любом объекте исследования, в том числе, и социальном.
Во вторую очередь, это вытекает из сути принципа социальной детерминации, который предполагает вычленение, определение общесоциальных, специально-социальных и личностных факторов воздействия на объект.
В самом общем виде, рассматривая моральный дух армии как объект информационного противоборства, можно отметить, что он выражает возможности, заложенные в духовной жизни общества и армии, которые могут быть, использованы в ходе решения возникающих перед страной задач по обеспечению ее военной безопасности в условиях информационного противоборства.
В проблеме детерминированности морального духа армии можно выделить два основных подхода: диалектико-материалистический и социокультурный.
В соответствии с первым, моральный дух армии зависит, в первую очередь, от экономического базиса общества, а также от доминирующего в нем мировоззрения, существующих традиций, мнений, настроений, привычек, уровня развития культуры.
Такой подход получил достаточное освещение в отечественной философской литературе советского периода при анализе проблем духовной жизни общества, духовного фактора и морального духа армии .
1См.: ВолкогоновД.А.
Воинская этика.
—М., 1976; ГырдевД.
Актуальные проблемы общественного сознания.
—М.,
1982; Каверин Б.И.
Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.

М.,1988; Рябов В.Ф.
Наш духовный мир.
—Л., 1987; Сарычев Е.В.
Методологические проблемы комплексного исследования морального фактора в войне.
М., 1977; Уледов А.К.
Духовная жизнь обще67
[стр. 201]

ли: духовный потенциал России, США, Германии в одно и то же время, например в XVII веке, XVIII веке, XIX веке, XX веке, в современных условиях, но и по вертикали.
То есть вполне правомерно рассматривать духовный потенциал российских вооруженных сил в эпоху Московского царства, Императорской России, Советской России или СССР, современной России, между которыми существуют безусловная преемственность и определенные отличия.
Это объясняется тем, что в мире одновременно существуют различные культурно-исторические типы, цивилизации, с присущими только им системами ценностей и традиций, в том числе и духовных.
Приступая к анализу содержания духовного потенциала военной безопасности государства, мы, в первую очередь, будем исходить из того, что его структуру можно рассматривать на трех уровнях социальной детерминации: общесоциальном, военно-социальном и личностном.
Рассмотрение структуры духовного потенциала мы будем осуществлять, используя два основных методологических подходах структурносодержательный и функционально-деятельностный (См.
Приложение, схему № 7).
Выделение трех уровней социальной детерминации основывается, в первую очередь, на общедиалектической закономерности фиксации общего, особенного и единичного в любом объекте исследования, в том числе и социальном, и, во вторую очередь, вытекает из сути принципа социальной детерминации, который предполагает вычленение, определение общесоциальных, специально-социальных и личностных факторов воздействия.
Обозначение двух методологических подходов анализа структуры духовного потенциала связано с двумя известными методологическими парадигмами исследования общества и общественных явлений.
Первая 201

[стр.,203]

ния носителей; в) по предмету отражения.! Такой подход является традиционным и достаточно подробно описан в научной л и т е р а т у р е ^ (См.
Приложение, схемы № 7, 8, 9).
В зависимости от глубины отражения действительности духовный потенциал можно подразделить на два уровня: обыденный и научный, эмпирический и теоретический.
Их обозначение зависит от аспектов изучения.
Главное не в названии, а в том, что эти уровни существуют и требуют анализа.
В общественном сознании большое внимание исследователей сосредоточено на общественной психологии и идеологии, а также на научнотеоретическом сознании.
Их называют уровнями общественного сознания, компонентами эмпирического или теоретического уровней, а также сферами общественного сознания.^ Эти же выводы мы вправе отнести и к духовному потенциалу, поскольку он является специфическим проявлением общественного сознания.
В духовном потенциале обыденному или эмпирическому уровню соответствует общественно-психологический компонент, непосредственно отражающий практику.
Он быстрее "реагирует" на конкретные изменения жизни через настроения, мнения, переживания.
Однако обществен1 Чаще всего по таким же основаниям осуществляется анализ структуры общественного сознания.
См.: Анищенко А.И.
Структура общественного сознания.-М.:Высшая школа,1975; Гырдев Д.
Актуальные проблемы общественного сознания.-М.:ПрогрессД982;
Марксистско-ленинская теория исторического процесса.-М.:Наука,1983.-С,125-162; Общество и сознание.-М.:Прогресс,1984; Попов С.
Сознание и социальная среда.-М.,1979; Уледов А.К.
Духовная жизнь общества.-М.;Мысль,1980; Николаев А.В.
Общественное сознание и его структура.-М.:Изд-во МГУ,1973; Чагин Б.А.
Структура и закономерности общественного сознания.-Л:Наука,1982.-С.49-101 и др.
^ См.
источники, проанализированные во введении.
В.
Ч.
3 См.: Каверин Б.И.
Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.:ВПА,1988.-С.19-20;
Очерки по историческому материализму,М.: НаукаД981.-С.248-262; Уледов А.К.
Общественная психология и идеология.-М.:МысльД985.-С.110121 и др.
См.: Советский энциклопедический словарь.-М..Советская энциклопедия, 1985.-С.475; Философски энциклопедический словаръ.-М.:Советская энциклопедия,1983.-С.199-200.
2 0 3

[стр.,208]

обществу, переходят в качественно иное состояние в общественное сознание, становятся массовым сознанием.
Ученые, проникая в сложные явления действительности, открывая новые законы, дают обществу новые знания, что увеличивает духовный потенциал общества.
Вместе с тем они могут оставаться более или менее длительное время достоянием только группы ученых, специалистов.
Хотя новые значения и имеют общественное значение, они в строгом смысле слова еще не являются достоянием общественного сознания.
Отнесение их к нему во многом связано с их общественным признанием, с распространением и реализацией в общественной жизни и практике.
Новые знания, являясь достоянием вначале группы ученых, специалистов, по мере внедрения и применения их на практике вызывают потребность в массовом освоении.
Именно тогда и происходит качественный переход результата познания в науке в общественное сознание, в его научно-теоретическую часть в результате распространения идей, теорий и взглядов средствами образования и воспитания и т.п.
Таким образом, подход к выделению уровней, при котором научнотеоретическое сознание не отождествляется с наукой и не возвышается w над идеологией, а рассматривается как компонент наряду с идеологией, представляется более обоснованным.
Его сторонники в своих работах! выделяют обыденное и теоретическое, неидеологическое и идеологическое сознание в зависимости от аспекта и акцента его изучения.
Общественная психология и идеология рассматриваются как основные элементы этих уровней.
Положительным является и то, что основное внимание при рассмотрении уровней общественного сознания обращается на различную 1См.: Гырдев Д.
Актуальные проблемы общественного сознания.-М.:
ПрогрессД982.-С.97-119; Каверин Б.И.
Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-С.19-22;
Категории исторического материализма.-С.
257-258; Очерки по историческому материализму.-С.248-262; Уледов А.К.
Духовная жизнь общества.-М.:МысльД980.-С.143-153 и др.
208

[Back]