Исходя из методологии социокультурного анализа можно констатировать, что в основе морального духа армии лежит культура общества, возникающая в процессе исторической деятельности человека, являющаяся результатом культурно-исторического развития общества. В соответствии с таким подходом, культура понимается как единство, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом или идеей, выражающими ее главную ценность. Именно система духовных ценностей, духовных начал является основанием и фундаментом всякой культуры . Если применить эти положения социокультурного анализа к предмету нашего исследования, то окажется, что в основе морального духа армии лежат преимущественно духовные ценности, культурные традиции, имеющие свой специфический механизм существования и развития. Используя основы методологии целостного исследования при анализе морального духа армии будем исходить из того, что в широком смысле слова культура представляет собой часть окружающей человека среды, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных им в процессе деятельности и понимается как целостность, как детерминанта развития общества и его истории. Цель исследования определяет необходимость сконцентрировать внимание на духовной составляющей культуры. И в этом смысле для нас очевидна связь духовной культуры с материальной, а также существенное влияние материальных факторов на духовные. Вместе с тем, в рамках методологии целостного исследования мы не можем не видеть относительную самостоятельность духовного элемента в культуре. Актуальным является также и рассмотрение слабо исследованного социального механизма воздействия духовной культуры на все составные сферы развития общества вообще, и морального духа армии в частности. ства. —М., 1980; Он же: Духовное обновление общества. —М., 1990; Шаваев А.Х. Методологические вопросы анализа и оценки морального фактора в войне: Автореф.дис. ...канд.филос.наук. М., 1978 и др. 1См.: Чугунов В.М. Методология социокультурного анализа. Монино, 2004. С. 64-72. 68 |
лософско-антропологический, философско-исторический! и другие, учет которых будет иметь важное значение для разработки методологии социокультурного анализа. Эти подходы к понятию культуры заслуживают внимания, ибо в каждом из них делается акцент на существенной стороне культуры как явления. Очевидно, что все они взаимодополняют друг друга и способствуют выработке наиболее полного и глубокого представления о ней. Вместе с тем в связи с темой нашего исследования возникает потребность в определении культуры в рамках социокультурного анализа. Культура возникает в процессе деятельности человека в истории и является результатом исторического процесса, а не дана человеку изначально. В широком смысле слова культура представляет собой часть окружающей человека среды, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных им в процессе деятельности, и понимается как целостность, как детерминанта развития общества и его истории. В этом случае культура является основной системообразующей категорией, при которой само общество рассматривается как социокультурное образование и выступает в виде цивилизации или культурно-исторического типа. Социокультурный подход в нашем понимании отрицает европоцентризм, как и всякую абсолютизацию той или иной культуры или цивилизации в ущерб другой. Очевидно, что при социокультурном анализе акцент делается на многообразии и вариативности исторического процесса, на его необратимости, а также на самоценности исторических эпох, форм и состояний культуры. История развития культуры, цивилизаций ! Подробнее см.: Ерасов Б.С. Социальная культурология.-М.:Аспект Пресс,1996.-С.11-36; Гуревич П.С. Культурология.-М..Знание, 1996.-C.3-23; Он же. Философия культуры.-2-е изд.-М..Аспект Пресс,1995.С.17-35; Культурология.-М.: О-во "Знание" РФД993.-С.З-46; Культурология.-Ростов н/Д.:Феникс,1995,С.9-22; Философия.-Ростов н/Д.:Феникс,1995.-С.343-355; Философия культуры: Становление и развитие/Под ред.М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской.-СПб.,1995.-С.З-15. и др. 40 |