Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 69]

69 Таким образом, использование основ методологии целостного исследования при анализе морального духа российской армии как объекта информационного противоборства предполагает использование идей и социокультурного, и диалектико-материалистического подходов.
В нашем понимании методология целостного исследования обусловливает применение известных диалектикоматериалистических положений об относительной самостоятельности надстройки по отношению к базису и ее активном обратном воздействии на него, а также идей социокультурного анализа, что требует сделать акцент на внутренней логике развития духовных ценностей, их функционировании и влиянии на формирование морального духа российской армии.
Следовательно, при исследовании морального духа российской армии можно допустить рассмотрение духовного элемента культуры в качестве самостоятельного системообразующего фактора общественной жизни.
Это обусловлено огромной ролью и значением духовной, культурной традиции в жизни общества.
Представляется очевидным, что из определяющей роли материального фактора в жизни общества просто невозможно объяснить всего богатства духовной и культурной традиции, специфики национального характера народа, его ментальности в том или ином государстве, обществе, цивилизации.
Такой подход отнюдь не отрицает роли материального базиса и системы экономических связей и отношении.
Но в рамках поставленной цели и задачи исследования целесообразно выделить культуру и ее духовный элемент как главные, самостоятельные и равноценные детерминанты исследования морального духа армии, наряду с материальными.
Общесоциологический закон об определяющей роли способа производства в жизни общества, в рамках диалектико-материалистического анализа его истории обусловливает основные параметры исследования, магистральную линию исторического процесса, самые общие детерминанты.
Но он не позволяет показать специфику развития того или иного государства, ответить на многие вопросы его эволюции и развития, выделить особенное.
Именно духовные эле
[стр. 59]

ности и интересы российского государства, которые лежат в их основе, что предполагает рассмотрение особенностей цивилизационного развития России.
Для этого необходимо использовать социокультурныый подход, поскольку именно он позволяет определить особенности и основные национальные ценности Российского государства.
Представляется также, что при рассмотрении разных типов культур и моделей цивилизационного развития следует учесть возможные противоречия между ними (имевшие место в истории и возникающие в современных условиях), из которых могут вырасти определенные военные опасности и военные угрозы, что очень важно учесть при рассмотрении объекта исследования военной безопасности государства.
Необходимость рассмотрения базовой категории "духовность" предполагает анализ ее трактовки в разных философских системах, отражающих различные типы культурно-исторического (цивилиза-ционного) развития, что также требует проведения социокультурного анализа развития цивилизаций Запада и Востока, а также определения места России в этой системе координат и выяснения на этой основе сущности и содержания понятия "духовность” в русской философской традиции.
Заканчивая краткую характеристику методологии целостного исследования и ее соотношения с другими (формационным и социокультурным подходами), следует иметь в виду, что в нашем понимании, социокультурный анализ, используя известные диалектико-материалистические положения об относительной самостоятельности надстройки по отношению к базису и ее активном обратном воздействии на него, делает акцент на внутренней логике развития духовных ценностей, их возникновении, развитии и функционировании.
Связь между социокультурным и формационным анализом проявля59

[Back]