В силу этого можно выделить философию, науку, мораль и искусство как основные формы общественного сознания и соответствующие им виды духовной деятельности, где формируются главные смыслообразующие, смысложизненные ценности. На определенных этапах развития России в этот перечень можно включить и религиозное сознание (Православие). То есть, в сущности морального духа армии фиксируется определенная иерархичность духовных ценностей в рамках соответствующих форм общественного сознания. В-третьих, главными системообразующими элементами морального духа армии являются философские и научные, нравственные, эстетические ценности и духовные традиции общества и армии, передаваемые из поколения в поколение, начиная от княжеских дружин и народного ополчения Древней Руси и кончая российской армией XXI века. Не менее важное место в моральном духе армии занимают политические и правовые ценности. Но их роль несколько иная. Политическая и правовая сферы духовной жизни выступают доминирующими в процессе формирования морального духа армии и проводимой военной политики. В-четвертых, представляется, что сущность морального духа армии в современных условиях связана с гуманистическими ценностями, главной из которых является человек. В этом смысле в моральном духе армии выражается самосознание не только нации, социальной группы, народа, но и каждой личности. Важно подчеркнуть, что в условиях идеологического плюрализма и информационного противоборства в моральном духе армии могут существовать одна или несколько смыслообразующих, смысложизненных составляющих: служение науке, поиск истины, вера в Бога, в человека, стремление сделать карьеру и т.п. Но главными компонентами, которые будут объединять людей с их отдельными ценностными ориентациями и идеалами в единое целое, должны выступать: на уровне общества —идея патриотизма, гражданственности, служения Отечеству; на уровнях Вооруженных Сил и личности воина —осозна76 |
Сущностные черты духовного потенциала военной безопасности государства проявляются в следующем. Во-первых, в сущности духовного потенциала военной безопасности государства фиксируются не все, а прежде всего смыслообразующие, смысложизненные ценности человека, социальной группы, нации, народа в целом. Во-вторых, опираясь на анализ категории "духовность", можно выделить несколько основных сфер духовной деятельности, созидающих научное знание и философию, нравственность и искусство, которым, в свою очередь, соответствуют высшие духовные ценности: истина, добро и красота. В силу этого мы можем выделить философию, науку, мораль и искусство как основные формы общественного сознания и соответствующие им виды духовной деятельности, где формируются главные смыслообразующие, смысложизненные ценности. На определенных этапах развития России в этот перечень можно включить и религиозное сознание (Православие). То есть в сущности духовного потенциала военной безопасности государства схватывается (фиксируется) определенная иерархичность духовных ценностей в рамках соответствующих форм общественного сознания. В-третьих, главными системообразующими элементами духовного потенциала военной безопасности государства являются философские и научные, нравственные, эстетические ценности и духовные традиции общества и армии, передаваемые из поколения в поколение, начиная от княжеских дружин и народного ополчения Древней Руси и кончая Российской Армией XX века. Не менее важное место в духовном потенциале занимают политические и правовые ценности. Но их роль несколько иная. Политическая и правовая сферы духовной жизни выступают доминирую199 щими в процессе действия социального механизма по переводу духовного потенциала военной безопасности государства в реально действующий фактор и проводимой военной политики. В-четвертых, представляется, что сущность духовного потенциала военной безопасности государства в современных условиях связана с гуманистическими ценностями, главной из которых является человек. В этом смысле в духовном потенциале военной безопасности государства выражается самосознание не только нации, социальной группы, народа, но и каждой личности. Важно подчеркнуть, что в условиях идеологического плюрализма в духовном потенциале его субъектов могут существовать одна или несколько смыслообразующих, смысложизненных составляющих: служение науке, поиск истины, вера в Бога, в человека, стремление сделать карьеру и т.п. Но главными компонентами, которые будут объединять людей с их отдельными ценностными ориентациями и идеалами в единое целое, должны выступать: на общесоциальном уровне идея патриотизма, гражданственности, служения Отечеству; на военно-социальном и личностном уровнях осознание индивидом воинского долга по защите необходимых жизненно важных национальных интересов государства. Следует иметь в виду, что система смыслообразующих ценностей непосредственно связана с политическим устройством в государстве, менталитетом народа, а следовательно, и с духовным потенциалом. В связи с этим вполне правомерно предположить, что духовный потенциал российской армии и социальный механизм его перевода в реально действующий фактор может (и должен) значительно отличаться от духовного потенциала японской, американской, немецкой армий. Причем это отличие духовного потенциала, его эволюция могут идти не только по горизонта200 |