ции, который предполагает вычленение, определение общесоциальных, специально-социальных и личностных факторов воздействия. Первый, структурно-содержательный подход к структуре морального духа армии означает, во-первых, выделение основных его элементов, во-вторых, поиск и определение связей между ними, в-третьих, вычленение иерархических уровней морального духа армии. Он дает картину рассматриваемого явления как бы в статике. Структуру морального духа армии при использовании этого подхода можно условно назвать статической. Логично утверждать, что, будучи по своей сущности специфическим проявлением общественного сознания, моральный дух своим содержанием и структурой охватывает, в той или иной мере, основные элементы общественного сознания. Поэтому при рассмотрении содержания и структуры морального духа армии правомерно в первом приближении исходить из содержания и структуры общественного сознания, специфическим проявлением которого и является сам моральный дух армии. Анализ структуры морального духа, базируясь на первом подходе, можно осуществить по следующим основаниям: а) в зависимости от глубины отражения действительности; б) с точки зрения носителей; в) по предмету отражения1. В зависимости от глубины отражения действительности моральный дух армии можно подразделить на два уровня: обыденный и научный, эмпирический и теоретический. Их обозначение зависит от аспектов изучения. Главное не в названии, а в том, что эти уровни существуют и требуют анализа. В общественном сознании большое внимание исследователей сосредоточено на общественной психологии и идеологии, а также на научно-теоретическом сознании. Их называют уровнями общественного сознания, компонентами эмпирического 1 Чаще всего по таким же основаниям осуществляется анализ структуры общественного сознания. См.: Атпцепко А.И. Структура общественного сознания. —М., 1975; ГырдевД. Актуальные проблемы общественного сознания. —М., 1982; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. —М.: Мысль, 1980; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л., 1982. С.49-101 и др. 78 |
рассматривает общество как совокупность общественных отношений и доминировала в отечественной философской литературе 30-50-х годов. Вторая, деятельностная парадигма исследования общества получила свое распространение в научной литературе 70-80-х г о д о в .2 Представляется, что в рамках первой методологической парадигмы лучше фиксируется структура общества, в рамках второй динамика, социальный механизм, движущие силы, мотивы, цели, интересы и потребности развития общества. Первый, структурно-содержательный подход к структуре духовного потенциала означает, во-первых, выделение основных элементов духовного потенциала, во-вторых, поиск и определение связей между ними, в-третьих, вычленение иерархических уровней духовного потенциала. Он дает картину рассматриваемого явления как бы в статике. Структуру духовного потенциала при использовании этого подхода можно условно назвать статической. Логично утверждать, что будучи по своей сущности целостным проявлением общественного сознания, духовный потенциал своим содержанием и структурой охватывает в той или иной мере основные элементы общественного сознания. Поэтому при рассмотрении содержания и структуры духовного потенциала правомерно в первом приближении исходить из содержания и структуры общественного сознания, специфическим проявлением которого и является сам духовный потенциал. Анализ структуры духовного потенциала, базируясь на первом подходе, можно осуществить по следующим основаниям: а) в зависимости от глубины отражения действительности; б) с точки зре 1См. работы: В.Келле, М.Ковальзона, А.Е.Фурмана, Д.Н.Чеснокова и др. 2 См. работы: Л.П.Буевой, К.Х.Момджяна, А.НЛеонтьева и др. 202 ния носителей; в) по предмету отражения.! Такой подход является традиционным и достаточно подробно описан в научной л и т е р а т у р е ^ (См. Приложение, схемы № 7, 8, 9). В зависимости от глубины отражения действительности духовный потенциал можно подразделить на два уровня: обыденный и научный, эмпирический и теоретический. Их обозначение зависит от аспектов изучения. Главное не в названии, а в том, что эти уровни существуют и требуют анализа. В общественном сознании большое внимание исследователей сосредоточено на общественной психологии и идеологии, а также на научнотеоретическом сознании. Их называют уровнями общественного сознания, компонентами эмпирического или теоретического уровней, а также сферами общественного сознания.^ Эти же выводы мы вправе отнести и к духовному потенциалу, поскольку он является специфическим проявлением общественного сознания. В духовном потенциале обыденному или эмпирическому уровню соответствует общественно-психологический компонент, непосредственно отражающий практику. Он быстрее "реагирует" на конкретные изменения жизни через настроения, мнения, переживания. Однако обществен1 Чаще всего по таким же основаниям осуществляется анализ структуры общественного сознания. См.: Анищенко А.И. Структура общественного сознания.-М.:Высшая школа,1975; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.-М.:ПрогрессД982; Марксистско-ленинская теория исторического процесса.-М.:Наука,1983.-С,125-162; Общество и сознание.-М.:Прогресс,1984; Попов С. Сознание и социальная среда.-М.,1979; Уледов А.К. Духовная жизнь общества.-М.;Мысль,1980; Николаев А.В. Общественное сознание и его структура.-М.:Изд-во МГУ,1973; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания.-Л:Наука,1982.-С.49-101 и др. ^ См. источники, проанализированные во введении. В. Ч. 3 См.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.:ВПА,1988.-С.19-20; Очерки по историческому материализму,М.: НаукаД981.-С.248-262; Уледов А.К. Общественная психология и идеология.-М.:МысльД985.-С.110121 и др. См.: Советский энциклопедический словарь.-М..Советская энциклопедия, 1985.-С.475; Философски энциклопедический словаръ.-М.:Советская энциклопедия,1983.-С.199-200. 2 0 3 |