или теоретического уровней, а также сферами общественного сознания1. Эти же выводы автор вправе отнести и к моральному духу армии, поскольку он является специфическим проявлением общественного сознания. В моральном духе обыденному или эмпирическому уровню соответствует общественно-психологический компонент, непосредственно отражающий практику. Он быстрее «реагирует» на конкретные изменения жизни через настроения, мнения, переживания. Однако общественная психология имеет и устойчивые элементы, которые функционируют в форме высших социальных чувств, традиций, привычек, общественных символов, нравов, т.е. все то, что входит в национальный характер народа. Следовательно, общественнопсихологическая часть морального духа включает в себя две основные группы элементов. Первую группу составляют эмоциональные компоненты социальнопсихологических качеств различных общностей людей. Это, в первую очередь, чувства, настроения, эмоции. Они являются наиболее подвижными и изменчивыми, так как наиболее восприимчивы к изменениям окружающей среды. Вторая группа включает обычаи, традиции, социальные привычки (национальный характер). Они гораздо более устойчивы. Их роль в поддержании морального духа армии достаточно значительна. Они оказывают стабилизирующее влияние не только на общественно-психологический компонент морального духа, но и на все его содержание. Научному, теоретическому уровню морального духа армии соответствует его рационально-идеологическая часть, включающая в себя идеологию и научно-теоретическое сознание. Идеология представляет собой систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, 79 1См.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М., 1988.С.19-20; Уледов А.К. Общественная психология и идеология. —М., 1985. С.110-121 и др. |
морально-психологической подготовки личного состава.1В них глубоко и всесторонне рассмотрены наиболее общие методологические, этические и психологические аспекты, касающиеся духовного фактора и его роли в войне, духовного мира личности воина, вопросы моральнопсихологической подготовки, нравственного воспитания военнослужащих. В большой группе работ анализируются историко-философские аспекты проблемы мира, войны и армии, роль духовного фактора в их решении.2Целый ряд исследований посвящен изучению и раскрытию проблем духовного мира человека и связанных с ним социальной активности личности воина, а также отдельных ее сторон (инициативы, ответственности, творчества, героизма и т.п.).3 Определенный вклад в разработку проблем духовного потенциала 1 См.: Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии.-М.,1989; Арзамаскин Ю.Н., Бублик JI.A., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки.-М., 1996; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.,1988; Ксенофонтов В.Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода//Социальные проблемы переходного периода (на примере России и других стран СНГ) Матер.межунар.конф.-М.,1996; Логинов И.П. Морально-психологический потенциал военнопрофессиональной деятельности.-М.,1997; Рахимов О.Х-А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ): Автореф.дис. ... докт.филос.наук,М.,1995; Шахов М.Н. Государственно-патриотическая идеология как выражение современной российской идеи//Материалы науч.-практ.конфер. Отв.ред. В.П. Суставов.-М.,1998.-С.37-41 и др. 2 См.: Беляев А.М. Социологическая концепция войны и мира П.А. Сорокина и современность: Автореф.дис. ... канд.социолог.наук.-М.:ГА ВС,1994; Дырин А.И. Военно-теоретические вопросы в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.-М.;ВПА,1980; Дырин И.А. Военно-политическая мысль русского зарубежья 2040-х годов XX века о военной доктрине: Автореф. дис. ... канд.филос.наук.-М.:ВУ,1994; Дядя С.А. Проблема насилия в социальной философии М.А. Бакунина: Автореф.дис. ... канд.филос.наук.-М.,1994; Загребин М.В. Проблема насилия в философском наследии И.А. Ильина: Автореф.дис. ... канд.филос.наук.М.:ВУ,1996; Отечественная философская мысль о войне, армии, воинском долге: Хрестоматийный сборник.-М.:Воениздат,1995; Проблемы войны в русской религиозной философии/Под ред. Б.Н.Малькова,М.:ВВИА,1991 и др. 3 См.: Балаховский А.А. Военно-педагогическое творчество: сущность, содержание и условия оптимизации (философско-методологический анализ).-М.,1988; Волкогонов Д.А. Феномен героизма:(о героях и героическом).-М.,1985; Горюнов В.В. Социальная активность масс в вооруженной защите социализма,Монино,1979; Горячев А.И. Социальная активность как способ реализации сущностных сил личности.М., 1991; Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: Автореф.дис. ... докт.фшюс.наук.-М.,1990; Мишуров И.Н. Социально-политическая ответственность военных кадров.Монино:ВВА,1997 и др. 13 ния носителей; в) по предмету отражения.! Такой подход является традиционным и достаточно подробно описан в научной л и т е р а т у р е ^ (См. Приложение, схемы № 7, 8, 9). В зависимости от глубины отражения действительности духовный потенциал можно подразделить на два уровня: обыденный и научный, эмпирический и теоретический. Их обозначение зависит от аспектов изучения. Главное не в названии, а в том, что эти уровни существуют и требуют анализа. В общественном сознании большое внимание исследователей сосредоточено на общественной психологии и идеологии, а также на научнотеоретическом сознании. Их называют уровнями общественного сознания, компонентами эмпирического или теоретического уровней, а также сферами общественного сознания.^ Эти же выводы мы вправе отнести и к духовному потенциалу, поскольку он является специфическим проявлением общественного сознания. В духовном потенциале обыденному или эмпирическому уровню соответствует общественно-психологический компонент, непосредственно отражающий практику. Он быстрее "реагирует" на конкретные изменения жизни через настроения, мнения, переживания. Однако обществен1 Чаще всего по таким же основаниям осуществляется анализ структуры общественного сознания. См.: Анищенко А.И. Структура общественного сознания.-М.:Высшая школа,1975; Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.-М.:ПрогрессД982; Марксистско-ленинская теория исторического процесса.-М.:Наука,1983.-С,125-162; Общество и сознание.-М.:Прогресс,1984; Попов С. Сознание и социальная среда.-М.,1979; Уледов А.К. Духовная жизнь общества.-М.;Мысль,1980; Николаев А.В. Общественное сознание и его структура.-М.:Изд-во МГУ,1973; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания.-Л:Наука,1982.-С.49-101 и др. ^ См. источники, проанализированные во введении. В. Ч. 3 См.: Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-М.:ВПА,1988.-С.19-20; Очерки по историческому материализму,М.: НаукаД981.-С.248-262; Уледов А.К. Общественная психология и идеология.-М.:МысльД985.-С.110121 и др. См.: Советский энциклопедический словарь.-М..Советская энциклопедия, 1985.-С.475; Философски энциклопедический словаръ.-М.:Советская энциклопедия,1983.-С.199-200. 2 0 3 ная психология имеет и устойчивые элементы, которые функционируют в форме высших социальных чувств, традиций, привычек, общественных символов, нравов, т.е. все то, что входит в национальный характер народа. Следовательно, общественно-псшологическая часть духовного потенциала включает в себя две основные группы элементов. Первую группу составляют эмоциональные компоненты социальнопсихологических качеств различных общностей людей. Это, в первую очередь, чувства, настроения, эмоции. Они являются наиболее подвижными и изменчивыми, так как наиболее восприимчивы к изменениям окружающей среды. Вторая группа включает обычаи, традиции, социальные привычки (национальный характер). Они гораздо более устойчивы. Их роль в поддержании духовного потенциала достаточно значительна. Они оказывают стабилизирующее влияние не только на общественно-психологический компонент духовного потенциала, но и на все его содержание. Научному, теоретическому уровню духовного потенциала соответствует его рационально-идеологическая часть, включающая в себя идеологию и научно-теоретическое сознание. Идеология представляет собой систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, общественные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение тех или иных общественных отношений, общества в целом. 1См.: Советский энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1985.-С.475; Философски энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1983.-С.199-200. 204 |