общественные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение тех или иных общественных отношений, общества в целом1. В Новейшем философском словаре идеология определяется как система форм общественного сознания, которая вместе с тем выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Идеология является конкретноисторическим системным отражением существующих сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, системой принятых ценностей, в которых определенные коренные интересы нации, класса, группы занимают различные позиции по отношению к другим нациям, классам, государствам, историческиобщественному развитию, идеологиям . Возможно существование и функционирование идеологии социальной группы, класса, нации, общества и государства. Нас в большей степени интересует идеология государства, поскольку в ней в концентрированном виде должны выражаться его общенациональные ценности и интересы. Ни одно государство не может существовать без своей идеологии, о чем свидетельствует исторический опыт и современный этап развития мировой цивилизации. Другое дело, что в разных странах в государственной идеологии могут доминировать либо общенациональные, либо классовые, либо религиозные, либо общечеловеческие и т.п. ценности в различном их сочетании в зависимости от целого ряда объективных и субъективных факторов. Идеологическое отражение общественной жизни является более глубоким и стройным, чем в общественной психологии, поскольку идеология выступает как системный, теоретический компонент общественного сознания или духовного фактора и морального духа армии. 80 1См.: Советский энциклопедический словарь. —М., 1985. С. 475; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 199-200. См.: Кондратов В.А. Новейший философский словарь / Чекалов Д.А., Копорулпна В.Н. под общ. ред. Ярещенко А.П. Изд. 2-е Ростов-н/Д, 2006. С. 247. |
ная психология имеет и устойчивые элементы, которые функционируют в форме высших социальных чувств, традиций, привычек, общественных символов, нравов, т.е. все то, что входит в национальный характер народа. Следовательно, общественно-псшологическая часть духовного потенциала включает в себя две основные группы элементов. Первую группу составляют эмоциональные компоненты социальнопсихологических качеств различных общностей людей. Это, в первую очередь, чувства, настроения, эмоции. Они являются наиболее подвижными и изменчивыми, так как наиболее восприимчивы к изменениям окружающей среды. Вторая группа включает обычаи, традиции, социальные привычки (национальный характер). Они гораздо более устойчивы. Их роль в поддержании духовного потенциала достаточно значительна. Они оказывают стабилизирующее влияние не только на общественно-психологический компонент духовного потенциала, но и на все его содержание. Научному, теоретическому уровню духовного потенциала соответствует его рационально-идеологическая часть, включающая в себя идеологию и научно-теоретическое сознание. Идеология представляет собой систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических, философских взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, общественные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение тех или иных общественных отношений, общества в целом. 1См.: Советский энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1985.-С.475; Философски энциклопедический словарь.-М.:Советская энциклопедия,1983.-С.199-200. 204 Возможно существование и функционирование идеологии социальной группы, класса, нации, общества и государства. Нас в большей степени интересует идеология государства, поскольку в ней в концентрированном виде должны выражаться его национальные ценности и интересы. Ни одно государство не может существовать без своей идеологии, о чем свидетельствует исторический опыт и современный этап развития мировой цивилизации. Другое дело, что в разных странах в государственной идеологии могут доминировать либо общенациональные, либо классовые, либо религиозные, либо общечеловеческие и т.п. ценности в различном их сочетании в зависимости от целого ряда объективных и субъективных факторов. Идеологическое отражение общественной жизни является более глубоким и стройным, чем в общественной психологии, поскольку идеология выступает как системный, теоретический компонент общественного сознания или духовного потенциала. Резкой грани между общественной психологией и идеологией в духовном потенциале проводить нельзя. Процесс перехода знаний из одного уровня во второй и обратно происходит постоянно. Многие комплексные знания содержат одновременно общественно-психологическую и идеологическую стороны. Общественная психология и идеология могут содержать как правильное, объективно-истинное знание, так и ложные представления, заблуждения. Такой вывод правомерен постольку, поскольку непосредственное познание субъектом социальной действительности, которое составляет главный способ формирования общественной психологии, не может быть одним заблуждением или только правильным знанием. В свою 205 |