Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 81]

Резкой грани между общественной психологией и идеологией в моральном духе проводить нельзя.
Процесс перехода знаний из одного уровня во второй и обратно происходит постоянно.
Многие комплексные знания содержат одновременно общественно-психологическую и идеологическую стороны.
Общественная психология и идеология могут содержать как правильное, объективно-истинное знание, так и ложные представления, заблуждения.
Такой вывод правомерен постольку, поскольку непосредственное познание субъектом социальной действительности, которое составляет главный способ формирования общественной психологии, не может быть одним заблуждением или только правильным знанием.
В свою
очередь, не может быть одинаковой и степень научности идеологии, которая зависит от многих факторов.
Научно-теоретическое сознание как элемент
морального духа армии представляет собой естественные и гуманитарные знания (идеи, теории, взгляды), имеющие общественное значение и получившие общественное признание, т.е.
распространенные в общественном сознании средствами образования и воспитания и вызвавшие потребность в массовом освоении в результате их практической значимости.

Следует учитывать, что знания общества как результат естественнонаучного и гуманитарного познания не тождественны общественному сознанию, поскольку не все знания, добытые людьми и принадлежащие обществу, переходят в качественно иное состояние —в общественное сознание, становятся массовым сознанием.
Ученые, проникая в сложные явления действительности, открывая новые законы, дают обществу новые знания, что увеличивает духовный потенциал общества.
Вместе с тем они могут оставаться более или менее длительное время достоянием только группы ученых, специалистов.
Хотя новые значения и имеют общественное значение, они в строгом смысле слова еще не являются достоянием общественного сознания.
Отнесение их к нему во многом связано с их общественным признанием, с распространением и реализацией в общественной жизни и практике.
Новые знания, являясь достоянием вначале группы ученых, специалистов, по мере внедрения и применения их на практике
81
[стр. 205]

Возможно существование и функционирование идеологии социальной группы, класса, нации, общества и государства.
Нас в большей степени интересует идеология государства, поскольку в ней в концентрированном виде должны выражаться его национальные ценности и интересы.
Ни одно государство не может существовать без своей идеологии, о чем свидетельствует исторический опыт и современный этап развития мировой цивилизации.
Другое дело, что в разных странах в государственной идеологии могут доминировать либо общенациональные, либо классовые, либо религиозные, либо общечеловеческие и т.п.
ценности в различном их сочетании в зависимости от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Идеологическое отражение общественной жизни является более глубоким и стройным, чем в общественной психологии, поскольку идеология выступает как системный, теоретический компонент общественного сознания или духовного потенциала.
Резкой грани между общественной психологией и идеологией в
духовном потенциале проводить нельзя.
Процесс перехода знаний из одного уровня во второй и обратно происходит постоянно.
Многие комплексные знания содержат одновременно общественно-психологическую и идеологическую стороны.
Общественная психология и идеология могут содержать как правильное, объективно-истинное знание, так и ложные представления, заблуждения.
Такой вывод правомерен постольку, поскольку непосредственное познание субъектом социальной действительности, которое составляет главный способ формирования общественной психологии, не может быть одним заблуждением или только правильным знанием.
В свою
205

[стр.,206]

очередь, не может быть одинаковой и степень научности идеологии, которая зависит от многих факторов.
Научно-теоретическое сознание как элемент
духовного потенциала представляет собой естественные и гуманитарные знания (идеи, теории, взгляды), имеющие общественное значение и получившие общественное признание, т.е.
распространенные в общественном сознании средствами образования и воспитания и вызвавшие потребность в массовом освоении в результате их практической значимости.

Научно-теоретическое сознание также выделяется как элемент общественного сознания, но место его в структуре общественного сознания неоднозначно.
Некоторые авторы считают, что научно-теоретическое сознание (в отдельных случаях его отождествляют с наукой, что является нарушением единства оснований для выделения уровней сознания) это третий уровень в общественном сознании наряду с общественной психологией и идеологией.
Так, Б.А.Чагин отмечает: "При рассмотрении общественного сознания мы обнаруживаем его различные уровни: общественную психологию, идеологию и научно-теоретическое сознание".! Мы согласны с точкой зрения Б.И.
Каверина, что такой подход к определению места научно-теоретического сознания в общественном сознании является не совсем точным.
Во-первых, идеология при таком подходе как бы лишается научного содержания.
В связи с этим возникает необходимость дополнительных разъяснений о соотношении научнотеоретического сознания и идеологии.
Во-вторых, создаются трудности при анализе воздействия структурных компонентов общественного сознания на мировоззрение личности, в котором тоже выделяется два уровня: обыденный и теоретический, или 1 Чагин Б.А.
Структура и закономерности общественного сознания.-Л.:Наука,1982.-С.49.
206

[стр.,208]

обществу, переходят в качественно иное состояние в общественное сознание, становятся массовым сознанием.
Ученые, проникая в сложные явления действительности, открывая новые законы, дают обществу новые знания, что увеличивает духовный потенциал общества.
Вместе с тем они могут оставаться более или менее длительное время достоянием только группы ученых, специалистов.
Хотя новые значения и имеют общественное значение, они в строгом смысле слова еще не являются достоянием общественного сознания.
Отнесение их к нему во многом связано с их общественным признанием, с распространением и реализацией в общественной жизни и практике.
Новые знания, являясь достоянием вначале группы ученых, специалистов, по мере внедрения и применения их на практике
вызывают потребность в массовом освоении.
Именно тогда и происходит качественный переход результата познания в науке в общественное сознание, в его научно-теоретическую часть в результате распространения идей, теорий и взглядов средствами образования и воспитания и т.п.
Таким образом, подход к выделению уровней, при котором научнотеоретическое сознание не отождествляется с наукой и не возвышается w над идеологией, а рассматривается как компонент наряду с идеологией, представляется более обоснованным.
Его сторонники в своих работах! выделяют обыденное и теоретическое, неидеологическое и идеологическое сознание в зависимости от аспекта и акцента его изучения.
Общественная психология и идеология рассматриваются как основные элементы этих уровней.
Положительным является и то, что основное внимание при рассмотрении уровней общественного сознания обращается на различную 1См.: Гырдев Д.
Актуальные проблемы общественного сознания.-М.: ПрогрессД982.-С.97-119; Каверин Б.И.
Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-С.19-22; Категории исторического материализма.-С.
257-258; Очерки по историческому материализму.-С.248-262; Уледов А.К.
Духовная жизнь общества.-М.:МысльД980.-С.143-153 и др.
208

[Back]