вызывают потребность в массовом освоении. Именно тогда и происходит качественный переход результата познания в науке в общественное сознание, в его научно-теоретическую часть в результате распространения идей, теорий и взглядов средствами образования и воспитания и т.п. Таким образом, подход к выделению уровней, при котором научнотеоретическое сознание рассматривается как компонент наряду с идеологией, представляется обоснованным. Ряд ученых в своих работах2выделяют обыденное и теоретическое, неидеологическое и идеологическое сознание в зависимости от аспекта и акцента его изучения. Общественная психология и идеология рассматриваются как основные элементы этих уровней. Положительным является и то, что основное внимание при рассмотрении уровней общественного сознания обращается на различную степень научности и другие особенности отражения социальных интересов, на характер знаний и способы их получения. С точки зрения носителей морального духа армии в нем можно выделить моральный дух личности воина, воинского коллектива, армии в целом. По предмету отражения в моральном духе, в соответствии с формами общественного сознания, выделяются: политическое сознание, экономическое сознание, нравственное сознание, правовое сознание, религиозное сознание, эстетическое сознание, философское сознание, а также научно-теоретическая форма общественного сознания и др. Содержание морального духа армии как объекта информационного противоборства определяется основными смыслообразующими ценностями, присущими той или иной цивилизации (культурно-историческому типу), которые проявляются в научно-теоретическом сознании, идеологии и общественной психологии в виде философских, нравственных, религиозных, политических, экономических, правовых, и др. идей и теорий, а также программ, лозунгов, 1См.: Некрасов А.И. Философия как форма общественного сознания. Одесса, 2002; Рачков П.А. Общественное сознание. —М., 2002; 2 См.: Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. —М., 1982. С. 97-119; Некрасов А.И. Философия как форма общественного сознания. —Одесса, 2002. С. 123; Рачков П.А. Общественное сознание. М., 2002. С. 47; Уледов А.К. Духовная жизнь общества. — М., 1980. С. 143-153 и др. 82 |
обществу, переходят в качественно иное состояние в общественное сознание, становятся массовым сознанием. Ученые, проникая в сложные явления действительности, открывая новые законы, дают обществу новые знания, что увеличивает духовный потенциал общества. Вместе с тем они могут оставаться более или менее длительное время достоянием только группы ученых, специалистов. Хотя новые значения и имеют общественное значение, они в строгом смысле слова еще не являются достоянием общественного сознания. Отнесение их к нему во многом связано с их общественным признанием, с распространением и реализацией в общественной жизни и практике. Новые знания, являясь достоянием вначале группы ученых, специалистов, по мере внедрения и применения их на практике вызывают потребность в массовом освоении. Именно тогда и происходит качественный переход результата познания в науке в общественное сознание, в его научно-теоретическую часть в результате распространения идей, теорий и взглядов средствами образования и воспитания и т.п. Таким образом, подход к выделению уровней, при котором научнотеоретическое сознание не отождествляется с наукой и не возвышается w над идеологией, а рассматривается как компонент наряду с идеологией, представляется более обоснованным. Его сторонники в своих работах! выделяют обыденное и теоретическое, неидеологическое и идеологическое сознание в зависимости от аспекта и акцента его изучения. Общественная психология и идеология рассматриваются как основные элементы этих уровней. Положительным является и то, что основное внимание при рассмотрении уровней общественного сознания обращается на различную 1См.: Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания.-М.: ПрогрессД982.-С.97-119; Каверин Б.И. Методологические проблемы исследования связи общественного сознания и мировоззрения личности советского воина.-С.19-22; Категории исторического материализма.-С. 257-258; Очерки по историческому материализму.-С.248-262; Уледов А.К. Духовная жизнь общества.-М.:МысльД980.-С.143-153 и др. 208 i степень научности и другие особенности отражения социальных интересов, на характер знаний и способы их получения. С точки зрения носителей духовного потенциала в нем можно выделить духовный потенциал человека, коллектива, социальной группы, класса, нации, общества, государства. По предмету отражения в духовном потенциале, в соответствии с формами общественного сознания выделяются: политическое сознание, экономическое сознание, нравственное сознание, правовое сознание, религиозное сознание, эстетическое сознание, философское сознание, а также научно-теоретическая форма общественного сознания и др. Содержание духовного потенциала государства определяется основными смыслообразующими ценностями, присущими той или иной цивилизации (культурно-историческому типу), которые проявляются в научно-теоретическом сознании, идеологии и общественной психологии в виде философских, нравственных, религиозных, политических, экономических, правовых, и др. идей и теорий, а также программ, лозунгов, взглядов 1и чувств. К основным ценностям, которые всегда были присущи отечественному культурно-историческому типу, цивилизации можно отнести: уникальное по своим количественным и качественным параметрам материальное и духовное достояние Российской цивилизации и ее геополитическое положение; идею государственности как важную смыслообразующую ценность в разных ее формах (княжеская власть, самодержавие, диктатура пролетариата, общенародное государство); государственное единство, территориальную целостность и суверенитет, сформированные тысячелетней историей страны; умеренно-авторитарный идеал власти и авторитар1. Основные духовные ценности России были проанализированы нами в первой главе. В.Ч. 209 |