Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 93]

зрения (в соответствии с диалектико-материалистической концепцией) духовные отношения вторичны по отношению к общественному бытию людей.
Но в деятельности людей это проявляется очень сложно.
Иногда бывают неразрывно взаимосвязаны в единое целое: теория и практика, мысль и действие, сознание и бытие.
Отделяя духовные отношения от материальных отношений в силу их специфики, мы тем самым отделяем и духовное общение от материального, хотя в практике человеческой деятельности
мы нередко наблюдаем их неразрывность, а подчас и слитность.
Все многообразие духовных отношений можно вывести из многообразия видов духовной деятельности.
Они взаимосвязаны, и деятельность включает отношения так же, как отношения предполагают деятельность.
Разница только в том, что отношение —это еще не сама деятельность.
Поэтому духовные отношения можно разделить на виды в соответствии с видами духовной деятельности.
Они могут быть политическими, правовыми, нравственными, научными, художественно-эстетическими, мировоззренческими (философскими, религиозными) и др.1 Каждый вид духовных отношений имеет свое специфическое преломление в различных сферах общественной жизни, в том числе и в вооруженных силах.
Важным компонентом политических отношений являются военнополитические отношения,
которые характеризуются тем, что их сердцевиной являются способы или варианты военного или невоенного использования оборонной мощи для разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий, для обеспечения военной безопасности государства.
Правовые отношения —важный вид духовных отношений.
Их особенностью в воинских коллективах является высокая степень императивности в выполнении обязанностей, строгая подчиненность одних
военнослужащих другим.
Императивный характер правовых отношений пронизывает всю жизнедеятельность Вооруженных Сил Российской Федерации и проявляется в различных нормативных актах, одобренных государством.
Особенностью правовых
1См.: Рябов В.Ф.
Наш духовный мир.
JL, 1987.
С.
104.
93
[стр. 223]

по существу выражает не что иное, как действительные отношения, или отношения, включенные в практику.
Духовные отношения как более сложное социальное явление более противоречивы, более тонки по своей сути, чем материальные отношения, потому что связаны с духовным общением людей.
А духовное общение все более отдаляется от межличностного общения, поскольку человек благодаря работе сознания волен отвлечься от факта, конкретной чувственности предмета.
Духовные отношения в какой-то степени можно назвать общением духа, общением сознания и контактом духовных сущностей, что присуще только человеку, его сознанию, духовному миру, духу.
С гносеологической точки зрения (в соответствии с диалектико-материалистической концепцией) духовные отношения вторичны по отношению к общественному бытию людей.
Но в деятельности людей это проявляется очень сложно.
Иногда бывают неразрывно взаимосвязаны в единое целое теория и практика, мысль и действие, сознание и бытие.
Отделяя духовные отношения от материальных отношений в силу их специфики, мы тем самым отделяем и духовное общение от материального, хотя в практике человеческой деятельности
нередко наблюдаем их неразрывность.
Любая идея, как правило, порождается практикой.
Научная мысль оплодотворяется потребностями производства, труда жизнедеятельности.
Искусство рождается в результате переживания реального бытия, осмысления жизни, отношений, идеалов красоты, добра, истины в художественной форме.
Тем более если речь идет о таких сторонах человеческого сознания, как политика, право, мораль.
Они еще более привязаны к практике, к человеческим отношениям, а также их регулированию в форме кодексов морали и юридических законов.
223

[стр.,224]

Следовательно, в гносеологическом плане духовные отношения выступают отражением материальных форм жизни.
Вместе с тем духовные отношения и общение обладают относительной самостоятельностью в своем развитии и функционировании, хотя развиваются, собственно, только люди-субъекты, социальные общности, общество в целом.
Все многообразие духовных отношений можно вывести из многообразия видов духовной деятельности.
Они взаимосвязаны, и деятельность включает отношения так же, как отношения предполагают деятельность.
Разница только в том, что отношение это еще не сама деятельность.
Поэтому духовные отношения можно разделить на виды в соответствии с видами духовной деятельности.
Они могут быть политическими, правовыми, нравственными, научными, художественно-эстетическими, мировоззренческими (философскими, религиозными) и др.1 Каждый вид духовных отношений имеет свое специфическое преломление в различных сферах общественной жизни, в том числе и в вооруженных силах.
Важным компонентом политических отношений являются военнополитические отношения,^которые
характеризуются тем, что их сердцевиной являются способы или варианты военного или невоенного использования оборонной мощи для разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий, для обеспечения военной безопасности государства Правовые отношения важный вид духовных отношений.
Их особенностью в воинских коллективах является высокая степень императивности в выполнении обязанностей, строгая подчиненность одних
военно1См.: Рябов В.Ф, Наш духовный мир.-Л.:Лениздат,1987.-С.104.
^ Характеристика военно-политических отношений отчасти уже была рассмотрена во втором параграфе при анализе системы военной безопасности государства и такого ее элемента, как внешнеполитические (международные) отношения.
В.
Ч.
224

[стр.,225]

служащих другим.
Императивный характер правовых отношений пронизывает всю жизнедеятельность Вооруженных Сил Российской Федерации и проявляется в различных нормативных актах, одобренных государством.
Особенностью правовых
отношений в армии и на флоте является также то, что их участники наделены субъективными правами и несут юридические обязанности.
Закрепленные государством в законах, воинских уставах и других правовых актах права и обязанности военнослужащих являются юридическим выражением отношений между российским обществом и его воинами.
В зависимости от характера, сферы и условий их осуществления права и обязанности военнослужащих подразделяются на две группы: конституционные (основные) и военно-служебные.
Характерной чертой правовых отношений в войсках является и то, что их реализация обеспечивается возможностью государственного принуждения.
Это однако вовсе не означает, что обязанности во всех правовых отношениях осуществляются людьми лишь вследствие угрозы применения или применения мер со стороны государства.
Напротив, подавляющее большинство правоотношений в российском обществе реализуется на добровольных и сознательных действиях их участников.
Нравственные отношения как вид духовных отношений в условиях воинского коллектива обладают рядом специфических черт.
Одной из них является строгая субординация между командирами и подчиненными, старшими и младшими (вертикальные связи).
Нравственные отношения субординации вытекают из самой сути воинской организации и способны подчинить действия воинов единой воле.
То обстоятельство, что офицер выступает как командир, воспитатель по отношению к своим подчиненным, вовсе не означает нравственного неравенства.
Командиры и начальники, на которых возлагается право и обязанность руководить, обладают 225

[Back]