Проверяемый текст
Чугунов, Вячеслав Михайлович. Духовный потенциал военной безопасности государства : Социально-философский анализ (Диссертация 1998)
[стр. 95]

95 но-чувственные компоненты, усиливающие их восприимчивость к содержанию моральных контактов и общению.
Эта категория военнослужащих достаточно доверчива и откровенна, испытывает значительную потребность в крепкой дружбе.
В нравственных отношениях этого вида нередко проявление свойственного молодежи максимализма, выражающегося в повышенных требованиях к окружающим, склонности к строгим, бескомпромиссным нравственным оценкам.
Эстетические отношения как вид духовных отношений обладают рядом специфических черт.
Во-первых, конкретно-чувственный характер эстетических отношений находит свое проявление в духовной жизни общества и специфически преломляется в духовной жизни российских воинов.
Научить воина увидеть красоту родной природы, пробудить у него чувство прекрасного значит не только развить у него эстетическое отношение, но и способствовать развитию гражданственности, духовному росту.
Произведения искусства на военно-патриотическую тему должны формировать у воинов высокие морально-боевые качества защитника Родины, черты патриота, человека долга.
Надо только умело использовать
достижения отечественной культуры и искусства в воспитательной работе на всех уровнях: в обществе, армии, личностном.
Во-вторых, специфика эстетических отношений выражается в их универсальности, широте охвата и проникновения, как в природу, так и в общественную жизнь.
Эстетические отношения через прекрасное проявляются и в воинской деятельности.
Так, прекрасен, может быть полет самолета в вечернем небе, слаженная танковая атака на учениях, морской поход кораблей в океане.
Но за всем этим стоит огромный напряженный труд сотен специалистов.
В этом, наверное, и заключается прекрасное в воинской деятельности1.

1Подробнее о духовных отношениях и их проявлении в условиях вооруженных сил см.: Ксенофонтов В.Н.
Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов.
—М.,
1989.
С.54-85.
I
[стр. 226]

для этого соответствующими специальными знаниями, социальным и нравственным опытом.
Субординационные связи выступают моментами соотношения личного и общественного: командиры и подчиненные соотносят свои интересы с общественными и исходят из них.
Специфика нравственных отношений воинского коллектива выражается в отношениях военнослужащих одинакового служебного положения (горизонтальные связи).
В нравственных отношениях воинов срочной службы и проходящих службу по контракту (особенно у молодежи) преобладают эмоционально-чувственные компоненты, усиливающие их восприимчивость к содержанию моральных контактов и общению.
Эта категория военнослужащих достаточно доверчива и откровенна, испытывает значительную потребность в крепкой дружбе.
В нравственных отношениях этого вида нередко проявление свойственного молодежи максимализма, выражающегося в повышенных требованиях к окружающим, склонности к строгим, бескомпромиссным нравственным оценкам.
Эстетические отношения как вид духовных отношений обладают рядом специфических черт.
Во-первых, конкретно-чувственный характер эстетических отношений находит свое проявление в духовной жизни общества и специфически преломляется в духовной жизни российских воинов.
Научить воина увидеть красоту родной природы, пробудить у него чувство прекрасного значит не только развить у него эстетическое отношение, но и способствовать развитию гражданственности, духовному росту.
Произведения искусства на военно-патриотическую тему должны формировать у воинов высокие морально-боевые качества защитника Родины, черты патриота, человека долга.
Надо только умело использовать
226

[стр.,227]

достижения отечественной культуры и искусства в воспитательной работе на всех уровнях: в обществе, армии, личностном.
Во-вторых, специфика эстетических отношений выражается в их универсальности, широте охвата и проникновения как в природу, так и в общественную жизнь.
Эстетические отношения через прекрасное проявляются и в воинской деятельности.
Так, прекрасен может быть полет самолета в вечернем небе, слаженная танковая атака на учениях, морской поход кораблей в океане.
Но за всем этим стоит огромный напряженный труд сотен специалистов.
В этом наверное и заключается прекрасное в воинской деятельности.1
Таким образом, современный этап духовной жизни в Вооруженных Силах Российской Федерации, интересы военной безопасности государства требуют учета специфики проявления различных видов духовных отношений и их влияния на военную мощь государства.
Одним из элементов динамической структуры духовного потенциала являются субъекты духовной деятельности.
Они призваны закреплять и регулировать духовные отношения во всех сферах общественной жизни.
Субъекты духовной деятельности функционируют на трех уровнях социальной детерминации: общесоциальном уровне, военно-социальном уровне, личностном.^ Взаимосвязь политических, нравственных и других отношений в структуре духовного фактора военной безопасности государства на во1 Подробнее о духовных отношениях и их проявлении в условиях вооруженных сил см.: Ксенофонтов B.Н.
Идеологические отношения и их проявление в духовной жизни советских воинов.
М.:
ВПА, 1989.
C.
54-85.
2 Характеристика субъектов духовной деятельности будет дана далее, в процессе анализа социального механизма перевода духовного потенциала военной безопасности государства в реально действующий фактор.
Я Ч.
227

[Back]