30 по половой принадлежности; по направленности (т.е. намерениям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, мировоззрению по К.К. Платонову); по принадлежности к определенным неформальным движениям, политическим организациям и т.д. Все эти характеристики в сочетании с общими социальными условиями определяют индивидуальный образ жизни человека, т.е. систему существенных черт, характеризующих его деятельность. Являясь «единицей передачи социального опыта», социальная роль обеспечивает адаптивное поведение личности. В то же время, «включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она начинает функционировать либо в форме социальных операционных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определяет социально-типическое приспособительное поведение личности, либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом» (Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. №4. С.41-43). Д.Н. Узнадзе одним из первых уделил особое внимание этому специфическому отношению индивида и среды. Для понимания поведения личности плодотворным оказалось сформулированное им понятие фиксированной установки. Установка, по мнению Д.Н. Узнадзе, определенное, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования психическое состояние, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности» (Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961. С. 120). Он выделил два вида установок установка, направляющая поведение личности в каждый момент, и установка, сформированная и зафиксированная |
25 свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоциональномотивационных), возникающих в процессе развития тех или иных видов деятельности, разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям»[9, с. 159]. Он отмечал, что педагогический процесс обучение детей определенной системе знаний, где системность знания определяет, по его мнению, «основание для воспитания у детей определенного цельного мировоззрения»[9,с.163]. Указывая роль, мы «относим человека к определенной социальной группе» [9,с. 134]. Такие общности можно дифференцировать по нескольким наиболее общим признакам интегративного характера. Б.Г.Ананьев выделял следующие общности: -по отнесенности к определенным исторически событиям, как «современник определенной эпохи» и «сверстник определенного поколения»; -по социально-экономической классовой принадлежности экономическому положению, политическому и правовому, социальному происхождению, классовой принадлежности; -по социально-экологической среде проживания; -национальной принадлежности; -по возрасту; -по половой принадлежности; -по направленности (т.е. намерениям, желаниям, интересам, идеалам, убеждениям, мировоззрениюпо К.К.Платонову); -по принадлежности к определенным неформальным движениям, политическим организациям и т.д. Все эти характеристики в сочетании с общими социальными условиями определяют индивидуальный образ жизни человека, т.е. систему 26 существенных черт, характеризующих его деятельность. Являясь «единицей передачи социального опыта» [18], социальная роль обеспечивает адаптивное поведение личности. В то же время, «включаясь в жизнь личности, роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она начинает функционировать либо в форме социальных операционных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определяет социально-типическое приспособительное поведение личности, либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом» [18, с. 43]. Проблемы индивидуализации социальной роли изучаются уже на интропсихическом уровне, где личность рассматривается как бы «изнутри», в ее индивидуальной неповторимости. В основе такого рассмотрения личности лежит положение отечественной психологии о том, что объективный мир осуществляет свое социализирующее воздействие на личность через внутренние условия (Л.С.Выготский, Д.Н.Узнадзе, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). Особое место среди свойств личности занимают субъективные отношения личности. Д.Н.Узнадзе, одним из первых уделил особое внимание этому специфическому отношению индивида и среды. Для понимания поведения личности плодотворным оказалось сформулированное им понятие фиксированной установки. Установка, по определению Д.Н.Узнадзе, определенное, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования психическое состояние, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности»[229,с.170]. Он выделил два вида установок 27 установка, направляющая поведение личности в каждый момент, и установка, сформированная и зафиксированная посредством опыта. Специфическим видом фиксированной установки является социальная установка, которая обладает следующими свойствами: -является одной из главных характеристик личности; -имеет оценочную и валентную природу; -она направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности); -она сформирована в процессе социализации и является осознанной. Социальная установка есть сложившаяся у индивида, на основе имеющегося опыта, предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенной социальной позиции, что выражается в системе ценностных ориентаций субъекта. Это есть первое ответное действие субъекта, вносящее определенность в получаемые им сведения о значимых для данной личности вопросах. Они есть результат развития социальной среды, в которой они играют определенную роль. Ученики Узнадзе, сделав предметом систематического изучения бессознательное селективно-отражательное отношение индивида к среде, выражающееся в установке как целом психофизическом состоянии, пришли к выводу о том, что на основе установки производится сложное социальное поведение, что предполагает знаковую дифференциацию по принадлежности. «Одной из специфических особенностей социальной установки является то, что она содержит в себе определенную социальную ценность. В процессе взаимоотношений с действительностью индивид не безразличен по отношению к воздействующим стимулам. На основе действующей установки он производит селекцию, отбор стимулов. Акцентированы те раздражители, которые имеют жизненное значение для индивида. Чем сильнее потребность у субъекта по отношению к данным |