Проверяемый текст
Чомаева Сапият Ханапиевна. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье (Диссертация 2004)
[стр. 32]

32 яющим на восприятие действительности и на оценку действий человека, является и изученный Г.Я.
Чаганавай фактор «свой», на основании которого происходит объединение различных людей в категорию «мы» как в крупную социальную группу, у которой имеются собственные ценности.
Эти ценности выступают основой специфического чувства, обозначаемого словом «мы».
«Своя» группа создает для человека наиболее благоприятные условия взаимодействия, обеспечивает человеку защиту, любовь, безопасность, эмоциональное благополучие.
Проведя семантический анализ понятий «свой» «не свой», он пришел к выводу, что они имеют большое значение, т.к.
люди обычно исходят из «своих» интересов.
Принадлежность к своему, даже если она не осознается, составляет круг значимых явлений и влияет на восприятие, запоминание, взаимодействие.
Это исследование представляется нам интересным потому, что, на наш взгляд, является еще одним шагом к пониманию механизма,
обусловливающего такое запечатление образа воспитателя, которое позволяет этому образу в разных ситуациях детерминировать «изнутри» поведение человека.
Фактор «свой» играл большую роль в построениях зарубежных концепций личности.
Так,
X.
Кантрил сформулировал теорию «Я»включенности, согласно которой существует совокупность определенных установок, представляющая собой часть человеческого «Я».
Эти установки и стимулы остаются сравнительно неизменными.
Вследствие этого, в случае возрастания разницы или сходства между «Я» и средой, когда среда
оценивается для «Я» по наиболее важным установкам, изменение претерпевает среда, а не «Я», но все же реального изменения среды в это время не происходит.
Человек воспринимает ее изменившейся иллюзорно.
В таком случае изменения выражаются в ассимиляции стимулов, схожих с установками «Я», и в контрастном переживании отличающихся от них стимулов.
Ш.М.

Надирашвили, развивая эту теорию, отмечает, что по иллюзорному изменению среды можно определить, как принимаются, ассимилируются человеком и становятся «своими» для него стимулы среды, схожие с
[стр. 29]

29 бы заложены в память психического склада представителей конкретной этнической общности и «извлекаются» из нее автоматически.
Среди многообразия социальных установок, определяющих взаимодействие человека с социальной средой, исследователями выделяются отношения принадлежности и непринадлежности.
Своеобразным механизмом, влияющим на восприятие действительности и на оценку действий человека, является и изученный Г.Я.Чаганавай фактор «свой», на основании которого происходит объединение различных людей в категорию «мы» как в крупную социальную группу, у которой имеются собственные ценности.
Эти ценности выступают основой специфического чувства, обозначаемого словом «мы».
«Своя» группа создает для человека наиболее благоприятные условия взаимодействия, обеспечивает человеку защиту, любовь, безопасность, эмоциональное благополучие.
Проведя семантический анализ понятий «свой» «не свой», он пришел к выводу, что они имеют большое значение, т.к.
люди обычно исходят из «своих» интересов.
Принадлежность к своему, даже если она не осознается, составляет круг значимых явлений и влияет на восприятие, запоминание, взаимодействие.
Это исследование представляется нам интересным потому, что, на наш взгляд, является еще одним шагом к пониманию механизма,
обуславливающего такое запечатление образа воспитателя, которое позволяет этому образу в разных ситуациях детерминировать «изнутри» поведение человека.
Фактор «свой» играл большую роль в построениях зарубежных концепций личности.
Так,
Х.Кантрил сформулировал теорию «Я»включенности, согласно которой существует совокупность определенных установок, представляющая собой часть человеческого «Я».
Эти установки и стимулы остаются сравнительно неизменными.
Вследствие этого, в случае возрастания разницы или сходства между «Я» и средой, когда среда


[стр.,30]

30 оценивается для «Я» по наиболее важным установкам, изменение претерпевает среда, а не «Я», но все же реального изменения среды в это время не происходит.
Человек воспринимает ее изменившейся иллюзорно.
В таком случае изменения выражаются в ассимиляции стимулов, схожих с установками «Я», и в контрастном переживании отличающихся от них стимулов.
Ш.М.Падирашвили,
развивая эту теорию, отмечает, что по иллюзорному изменению среды можно определить, как принимаются, ассимилируются человеком и становятся «своими» для него стимулы среды, схожие с установкой «Я».
Те стимулы среды, которые не схожи с установкой «Я», т.е.
являются «не своими», отталкиваются, определяются как «не свои» и контрастно переживаются человеком.
Тенденцию к присвоению Ш.М.Надирашвили считает одним из фундаментальных понятий, влияющих на формирование личности.
«В результате расположения сил поведения в жизненном поле по принципу присвоения у человека создается определенная ориентация», влияющая на направление его поведения[168].
В результате действия тенденции присвоения происходит процесс социализации личности.
Человек присваивает то, что создано его предшественниками и современниками, и из этих присвоенных элементов создается личность.
В процессе социализации присваивается то, что по принадлежности может быть отнесено к категории «свой», то, что относится к категории «не свой»отчуждается.
Таким образом, присвоение отчуждение, базирующееся на категориях «свой»«не свой», в которые человек включается не по ценностному единству, а по социальной принадлежности, выступают как разные стороны процесса социализации личности.
И этот феномен принадлежности может создавать ситуацию принятия и непринятия социального окружения и по единству ценностных ориентаций.

[Back]