33 установкой «Я». Те стимулы среды, которые не схожи с установкой «Я», т.е. являются «не своими», отталкиваются и контрастно переживаются человеком. Тенденцию к присвоению Ш.М. Надирашвили считает одним из фундаментальных понятий, влияющих на формирование личности. «В результате расположения сил поведения в жизненном поле по принципу присвоения у человека создается определенная ориентация», влияющая на направление его поведения (Надирашвили Ш.М. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. С Л 86). В результате действия тенденции присвоения происходит процесс социализации личности. Человек присваивает то, что создано его предшественниками и современниками, и из этих присвоенных элементов создается личность. В процессе социализации присваивается то, что по принадлежности может быть отнесено к категории «свой», то, что относится к категории «не свой», отчуждается. Таким образом, присвоение-отчуждение, базирующиеся на категориях «свой» «не свой», в которые человек включается не по ценностному единству, а по социальной принадлежности, выступают как разные стороны процесса социализации личности. И этот феномен принадлежности может создавать ситуацию принятия и непринятия социального окружения и по единству ценностных ориентаций. Существует целый ряд терминов, акцентирующих внимание на категориях «свой» «не свой». К числу таких терминов относится «этноцентризм», обозначающий предпочтительное отношение к своей национальности, понятие референтной группы, т.е. той группы, которая для человека небезразлична или очень значима. Е.В. Щедрина отмечала, что значимость объекта это запечатление в нем потребностей человека (Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений И Психологическая теория коллектива. М., 1979. С.23-25). Она описывала личностную значимость другого через соотношение ценностных ориентаций испытуемого и ценностных ориентаций данного человека. В таком понимании потребностью может |
30 оценивается для «Я» по наиболее важным установкам, изменение претерпевает среда, а не «Я», но все же реального изменения среды в это время не происходит. Человек воспринимает ее изменившейся иллюзорно. В таком случае изменения выражаются в ассимиляции стимулов, схожих с установками «Я», и в контрастном переживании отличающихся от них стимулов. Ш.М.Падирашвили, развивая эту теорию, отмечает, что по иллюзорному изменению среды можно определить, как принимаются, ассимилируются человеком и становятся «своими» для него стимулы среды, схожие с установкой «Я». Те стимулы среды, которые не схожи с установкой «Я», т.е. являются «не своими», отталкиваются, определяются как «не свои» и контрастно переживаются человеком. Тенденцию к присвоению Ш.М.Надирашвили считает одним из фундаментальных понятий, влияющих на формирование личности. «В результате расположения сил поведения в жизненном поле по принципу присвоения у человека создается определенная ориентация», влияющая на направление его поведения[168]. В результате действия тенденции присвоения происходит процесс социализации личности. Человек присваивает то, что создано его предшественниками и современниками, и из этих присвоенных элементов создается личность. В процессе социализации присваивается то, что по принадлежности может быть отнесено к категории «свой», то, что относится к категории «не свой»отчуждается. Таким образом, присвоение отчуждение, базирующееся на категориях «свой»«не свой», в которые человек включается не по ценностному единству, а по социальной принадлежности, выступают как разные стороны процесса социализации личности. И этот феномен принадлежности может создавать ситуацию принятия и непринятия социального окружения и по единству ценностных ориентаций. 31 Если понимать установку как готовность действовать вполне определенным образом при взаимодействии, то следует отметить связанную с принадлежностью к определенной социатьной группе готовность, которая зависит от характера самого социального взаимодействия, находящего отражение в субъективно воспринимаемом единстве с этой средой. В соответствии с этой позицией может быть принято и такое понимание природы отношений, как соотношение объективно заданных целей и субъективно отражаемых интересов (А.В.Лазурский, П.М.Ершов). Данное соотношение преломляется и развивается в деятельности. В сознательной деятельности человека динамическая сторона его отношений получает развитие, оформление, устойчивость и самостоятельность в качестве тенденции долженствования, влечения, которые выступают в виде формы актуального существования потребностей, интересов, идеалов субъекта. Существует целый ряд терминов, акцентирующих внимание на категориях «свой» « не свой». К числу таких терминов относится «этноцентризм», обозначающий предпочтительное отношение к своей национальности, понятие референтной группы, т.е. той группы, которая для человека небезразлична или очень значима. Е.В.Щедрина отмечала, что значимость объекта это запечатление в нем потребностей человека [252]. Она описывала личностную значимость другого через соотношение ценностных ориентаций испытуемого и ценностных ориентаций данного человека. В таком понимании потребностью может быть необходимость во взаимопонимании, поддержке, которую человек ищет со стороны значимых, «своих» лиц. Эти могут выступать опорным пунктом в формировании позиций, личностных свойств, стилей взаимодействия и т.д. |