35 ются органически необходимым условием его человеческого развития. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию, писал Л.С. Выготский, представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития естественный и культурный совпадают, сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, 1991. С.47). На наш взгляд, положение о неразрывности биологического и социального и важности взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми для формирования личности разделяет Э. Эриксон, будучи при этом представителем другой психологической школы. «Важно отчетливо понимать, отмечает Э. Эриксон, что в последовательности приобретения наиболее значимого личностного опыта здоровый ребенок, получивший определенное воспитание, будет подчиняться внутренним законам развития, которые задают порядок развертывания потенциальностей для взаимодействия с теми людьми, которые заботятся о нем, несут за него ответственность, и теми социальными институтами, которые его ждут» (Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996. С. 102). Как Л.С. Выготский, так и Э. Эриксон, несмотря на различные психологические традиции, придерживались точки зрения, что ребенок изначально включен в общественные отношения, что он изначально является социальным существом. «Через других мы становимся самими собой», подчеркивает Л.С. Выготский (Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т.З. М., 1983. С. 144). «Личность развивается в соответствии с эталонами, предцетерминированными в готовности человеческого организма побуждаться расширяющимся кругом значимых индивидов и социальных институтов, осознавать их и взаимодействовать с ними», отмечает Э. Эриксон (Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996. С. 124). Следовательно, подчеркивая неразрывность биологического и соци |
33 представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития естественный и культурный совпадают, сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально биологического формирования личности ребенка» [56,с.47]. На наш взгляд, положение о неразрывности биологического и социального и важности взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми для формирования личности разделяет Э.Эриксон, будучи при этом представителем другой психологической школы. «Важно отчетливо понимать, отмечает Э.Эриксон, что в последовательности приобретения наиболее значимого личностного опыта здоровый ребенок, получивший определенное воспитание, будет подчиняться внутренним законам развития, которые задают порядок развертывания потенциальностей для взаимодействия с теми людьми, которые заботятся о нем, несут за него ответственность, и теми социальными институтами, которые его ждут»[258, с. 102]. Как Л.С.Выготский, так и Э.Эриксон, несмотря на различные психологические традиции, придерживались точки зрения, что ребенок изначально включен в общественные отношения, что он изначально является социатьным существом. «Через других мы становимся самим собой», подчеркивает Л.С.Выготский. [57, с. 144]. «Личность развивается в соответствии с эталонами, преддетерминированными в готовности человеческого организма побуждаться расширяющимся кругом значимых индивидов и социальных институтов, осознавать их и взаимодействовать с ними», отмечает Э.Эриксон[258, с. 102]. Следовательно, подчеркивая неразрывность биологического и социального в развитии ребенка можно говорить о том, взаимодействие с взрослым является важнейшим факторам развития личности. У ребенка с |