Проверяемый текст
Чомаева Сапият Ханапиевна. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье (Диссертация 2004)
[стр. 37]

37 складываются в процессе взаимодействия, общения, диалога между взрослым и ребенком (т.е.
интериоризируется, прежде всего, воплощенная в знаках система социальных отношений в той мере, в какой она представлена в структуре общения между взрослым и ребенком).
Л.С.
Выготский, подчеркивая роль процесса интериоризации как центрального механизма для развития личности ребенка, отмечал: «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая психическая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, потом психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая»
(Выготский Л.С.
Мышление и речь: собр.
соч.
Т.2.
М., 1982.
С.
145).
Из приведенной выше цитаты мы видим, что Л.С.
Выготский исходил из того, что отношение к внешним предметам опосредствовано у ребенка его отношением с взрослым.
Несмотря на все кажущиеся различия в содержательном понимании интериоризации в различных психологических школах, интериоризация рассматривается как центральный процесс формирования социальных механизмов сознания.
Следовательно, интериоризация и, прежде всего, интериоризация процессов общения, является важнейшим социальным фактором формирования личности.

Важнейшим фактором формирования личности является процесс идентификации.
Под идентификацией понимается переживание своей тождественности другому человеку, вследствие чего индивид присваивает какиелибо характеристики объекта идентификации.
Понятие «идентификация» было введено Фрейдом для объяснения механизмов, посредством которых ребенок усваивает поведение значимых других, формирует «сверх Я», принимает женскую или мужскую роль.
Как отмечает
Л.В.
Попова, «с начала нашего столетия понятие идентификации вошло в тезаурус зарубежной психологии, этот феномен исследовался с позиций различных теорий личности»
(Сериков В.В.
Личностный подход в образовании: концепция и технологии.
[стр. 35]

35 социальные механизмы сознания, в частности, сама функция означивания, складываются в процессе взаимодействия, общения, диалога между взрослым и ребенком (т.е.
интериоризируется, прежде всего, воплощенная в знаках система социальных отношений, в той мере, в какой она представлена в структуре общения между взрослым и ребенком).
Л.
С.
Выготский, подчеркивая роль процесса интериоризации, как центрального механизма для развития личности ребенка, отмечал: «Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая психическая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва, социальном, потом психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая»
[58,с.
145].
Из приведенной выше цитаты, мы видим, что Л.С.
Выготский исходил из того, что отношение к внешним предметам опосредствовано у ребенка его отношением с взрослым.
Несмотря на все кажущиеся различия в содержательном понимании интериоризации в различных психологических школах, интериоризация рассматривается как центральный процесс формирования социальных механизмов сознания.
Следовательно, интериоризация и, прежде всего, интериоризация процессов общения, является важнейшим социальным фактором формирования личности,
следовательно, и формирования этнических особенностей.
Важнейшим фактором формирования личности является процесс идентификации.
Под идентификацией понимается переживание своей тождественности другому человеку, вследствие чего индивид присваивает какие-либо характеристики объекта идентификации.
Понятие «идентификация» было введено Фрейдом для объяснения механизмов, посредством которых ребенок усваивает поведение значимых других, формирует «сверх Я», принимает женскую или мужскую роль.
Как отмечает


[стр.,36]

36 Л.В.
Попова, «С начала нашего столетия понятие идентификации вошло в тезаурус зарубежной психологии, этот феномен исследовался с позиций различных теорий личности»
[193, с.
163].
Отечественные психологи также обратились к этому понятию, и в настоящее время в отечественной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм, опосредствующий развитие личности в онтогенезе (А.Г.Асмолов, В.С.Мухина, В.В.Давыдов, А.Г.Шмелев, Л.В.Попова и др.).
Согласно концепции В.С.
Мухиной, идентификация является центральным механизмом структурирования самосознания и этнического самосознания.
«В онтогенезе личности, отмечает В.С.
Мухина, происходит идентификация с именем, со специальными образами, развивающими притязание на признание, с полом, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, наконец, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве и дают ей возможность присваивать общественные нормативы прав и обязанностей»! 163, с.65].
Механизм идентификации дает ребенку возможность различать и распознавать эмоции и чувства другого, соотносить их с собственными чувствами, принимать и понимать себя и других людей, а как совершенно справедливо отмечает В.В.
Давыдов, «...видение предмета «глазами» другого человека является...исходным моментом человеческого сознания» [82,с.25].
По мнению А.Г.
Асмолова, изучение механизмов идентификации «...может оказать существенную помощь в решении такой задачи воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма личности и формирование у человека способности сопереживать другим людям»[19, с.
92].
Таким образом, можно говорить о том, что механизм идентификации определяет формирование социально-значимых свойств личности, таких как способность к сопереживанию, ценностному отношению к людям и к самому

[Back]