Проверяемый текст
Чомаева Сапият Ханапиевна. Этнопсихологические особенности взаимодействия ребенка и родителей в карачаевской семье (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 Волгоград, 1994.
С.
163).
Отечественные психологи также обратились к этому понятию, и в настоящее время в отечественной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм, опосредствующий развитие личности в онтогенезе (А.Г.
Асмолов, В.С.
Мухина, В.В.
Давыдов, А.Г.
Шмелев, Л.В.
Попова и др.).
Согласно концепции В.С.
Мухиной, идентификация является
центральнЫхМ механизмом структурирования самосознания и этнического самосознания.
«В онтогенезе личности, отмечает В.С.
Мухина, происходит идентификация с именем, со специальными образами, развивающими притязание на признание, с полом, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, наконец, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве и дают ей возможность присваивать общественные нормативы прав и обязанностей»
(Мухина В.С.
Проблемы генезиса личности.
М., 1985.
С.65).
Механизм идентификации дает ребенку возможность различать и распознавать эмоции и чувства другого, соотносить их с собственными чувствами, принимать и понимать себя и других людей, а как совершенно справедливо отмечает В.В.
Давыдов, «...видение предмета «глазами» другого человека является...
исходным моментом человеческого сознания»
(Давыдов В.В.
Проблемы развивающего обучения.
М., 1986.
С.25).
По мнению А.Г.
Асмолова, изучение механизмов идентификации «...может оказать существенную помощь в решении такой задачи воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма личности и формирование у человека способности сопереживать другим людям»
(Асмолов А.Г.
Психология личности.
М., 1990.
С.92).
Таким образом, можно говорить о том, что механизм идентификации определяет формирование социально значимых свойств личности, таких как способность к сопереживанию, ценностному отношению к людям и к самому
себе, в том числе и процесс формирования этнического самосознания, этнических особенностей своего народа.
В отношениях с взрослыми, а потом и с
[стр. 36]

36 Л.В.
Попова, «С начала нашего столетия понятие идентификации вошло в тезаурус зарубежной психологии, этот феномен исследовался с позиций различных теорий личности» [193, с.
163].
Отечественные психологи также обратились к этому понятию, и в настоящее время в отечественной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм, опосредствующий развитие личности в онтогенезе (А.Г.Асмолов, В.С.Мухина, В.В.Давыдов, А.Г.Шмелев, Л.В.Попова и др.).
Согласно концепции В.С.
Мухиной, идентификация является
центральным механизмом структурирования самосознания и этнического самосознания.
«В онтогенезе личности, отмечает В.С.
Мухина, происходит идентификация с именем, со специальными образами, развивающими притязание на признание, с полом, с образом «Я» в прошлом, настоящем и будущем, наконец, с теми общественными ценностями, которые обеспечивают бытие личности в социальном пространстве и дают ей возможность присваивать общественные нормативы прав и обязанностей»!
163, с.65].
Механизм идентификации дает ребенку возможность различать и распознавать эмоции и чувства другого, соотносить их с собственными чувствами, принимать и понимать себя и других людей, а как совершенно справедливо отмечает В.В.
Давыдов, «...видение предмета «глазами» другого человека является...исходным моментом человеческого сознания»
[82,с.25].
По мнению А.Г.
Асмолова, изучение механизмов идентификации «...может оказать существенную помощь в решении такой задачи воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма личности и формирование у человека способности сопереживать другим людям»[19,
с.
92].
Таким образом, можно говорить о том, что механизм идентификации определяет формирование социально-значимых свойств личности, таких как способность к сопереживанию, ценностному отношению к людям и к самому


[стр.,37]

37 себе, в том числе, и процесс формирования этнического самосознания, этнических особенностей своего народа.
В отношениях с взрослыми, а потом и с
другими людьми, ребенок не только принимает на себя роль другого, но и идентифицируется с ним, тем самым, усваивая тип и способы поведения другого, а также чувства и мотивы другого, или же приписывая другому свои собственные мотивы.
О последнем типе (экстрариоризационной) идентификации много и подробно говорится в психоаналитической литературе, а такие понятия как, например, «перенос» и «контрперенос» уже давно и прочно распространились на всем психологическом пространстве.
Механизмы идентификации играют решающую роль в формировании идентичности.
Наряду с идентификацией, обособление, и, прежде всего, обособление ребенка матерью, является важным фактором развития личности.
В психоаналитически-ориентированной психологии этот феномен понимается как разрыв симбиотической связи «мать-дитя» и переход к триадным объектным отношениям.
Согласно взглядам отечественной психологии «...обособление...индивидуализирует присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы человека»[161, с.92].
Мы считаем, что одобрение, похвала со стороны значимого, близкого взрослого, и, прежде всего, родителей, т.е.
то, что в поведенческой психологии называется позитивным подкреплением, является крайне важным социальным фактором формирования личности в детском возрасте(Скиннер Б.Ф., Бандура А.
и др.).
Считаем необходимым также остановиться на проблеме «значимого другого», понятии, которое впервые было введено в психологический оборот Г.
Салливаном и неоднократно применялось, когда речь шла о роли взрослого и, прежде всего, родителей, в формировании детской личности.
В этой связи, мы полностью можем согласиться с мнением В.А.
Петровского о том, что «...педагогическое взаимодействие может быть эффективным лишь в

[Back]