44 вращенных формах: в проявлениях политико-идеологического редукционизма (выдвижение лозунгов вместо прояснения сущности); в поисках признаков «советского человека»; в конструировании «советского менталитета»; в превращении понятия «личность» в фоновые условия обсуждения любых психологических проблем; в укоренении традиции «приговаривания» понятия «личность» в любых контекстах (Котова И.Б. Психология личности. Столетие развития. Ростов н/Д, 1994. С. 196). Обучение и воспитание в течение длительного времени обосновывались и осуществлялись как взаимосвязанные, но все же автономные процессы, имеющие свои собственные цели, принципы, содержание, методы, формы организации, результаты. На протяжении многих десятилетий неоднократно поднималась задача по обеспечению единства обучения и воспитания. Традиционную модель обучения называли социократической, так как она использовала образование для целенаправленного формирования личности, нужной государству и отвечающей его требованиям и ориентациям. Из этого не следует, что в старой модели образования полностью игнорировались индивидуальные особенности и потребности обучающихся. Напротив, они поощрялись и удовлетворялись, если соответствовали общественно значимым идеалам. В социократической образовательной системе главным критерием оценки качества образования была политическая ориентация человека, его готовность поддерживать существующий строй, а не его индивидуальное личностное развитие. Однако уже в социократический период начинали возникать и развиваться отдельные элементы гуманистической парадигмы образования. Такими были философско-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского, которые не совпадали с общепринятой официальной доктриной формирования личности. Уже в то время он говорил о необходимости созидания каждого воспитанника. Воспитание, как отмечал В.А. Сухомлинский, заключается в том, чтобы «умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи |
в алия, которые определяют в настоящее время направленность инновационной деятельности во многих образовательных учреждениях. Переход от традиционного к личностно-ориентированному образованию ставит ряд вопросов и проблем, которые еще недостаточно проработаны в психологической теории и в психологической практике. Все еще продолжаются ранее начатые дискуссии о специфике личностноориентированного образования, его функциях, содержании, технологиях, организационных формах. Современный этап развития образования, связанный с изменением его типа, трактуется как переходный от традиционного к личностноориентированному, сущность и специфика которого наиболее четко выявляется при его сравнении со знаниево-ориентированным образованием. Традиционное образование характеризуется как образование информационного типа, продуцирующее знания, умения и навыки, а не личностное развитие. Знаниевая ориентация сложилась в образовании в период, когда с его помощью общество решало ряд социальных проблем: обучение всех грамоте; повышение уровня образованности и подготовки профессиональных кадров для всех отраслей производства Б этих условиях знаниевая ориентация была необходимой и продуктивной. Становлению личности в тот период препятствовали идеологизация и регламентация научного ядра знаний, подлежащих усвоению учащимися, авторитарный дух школы, нормативи о-охранительная воспитательная система Образование с особой настойчивостью стремилось выполнить социальный заказ «хна человека» определенного образца Идея личности, разрабатываемая в тот период, выступала в своих превращенных формах: в проявлениях политико-идеологического редукционизма (выдвижение лозунгов вместо прояснения сущности); в поисках признаков «советского человека»; в конструировании «советского мента1S литета»; в превращении понятия «личность» в фоновые условия обсуждения любых психологических проблем; в укоренении традиции «приговаривания» понятия «личность» в .любых контекстах (Котова И.Б., 1994) {96}. Обучение и воспитание в течение длительного времени обосновывались и осуществлялись как взаимосвязанные, но все же автономные процессы, имеющие свои собственные цели, принципы, содержание, метода, формы организации, результаты. На протяжении многих десятилетий многократно поднималась задача по обеспечению единства обучения и воспитания. Традиционную модель обучения называли социократической, так как она использовала образование для целенаправленного формирования личности, нужной государству и отвечающей его требованиям и ориентациям. Из этого не следует, что в старой модели образования полностью игнорировались индивидуальные особенности и потребности обучающихся. Напротив, они поощрялись и удовлетворялись, если соответствовали общественно значимым идеалам. В социократической образовательной системе главным критерием оценки качества образования была политическая ориентация человека, его готовность поддерживать существующий строй, а не его индивидуальное .личностное развитие. Однако, уже в социократической период начинали возникать и развиваться отдельные элементы гуманистической парадигмы образования. Такими были философско-педагогические взгляды В.А.Сухомлинского, которые не совпадали с общепринятой официальной доктриной формирования личности. Уже в то время он говорил о необходимости созидания каждого воспитанника Воспитание, хак отмечал В.А.Сухомлинсхий, заключается в том, чтобы «умело, умно, мудро, тонко, серде’шо прикоснуться к каждой из 19 |