50 других личностей. Так как ценности и нормы часть общественного сознания, часть культуры и часть сознания отдельного человека, то изменившиеся социальные условия жизни российского общества потребовали пересмотра ранее сложившейся нормативной системы и усвоения новой системы ценностей. Сделать это вне образовательного процесса практически невозможно. Следовательно, образование должно было быть не только переориентировано на новую систему ценностей, но и выработать эффективные способы и технологии их формирования у субъектов образовательного процесса. Эта задача оказалась для реформируемого отечественного образования одной из наиболее сложных. Это объясняется тем, что изменившиеся ценности должны были стать не только социально санкционированными, но и желательными для растущего человека. 1. В качестве ценностей выступают идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Выделяют следующие группы ценностей: универсальные, внутригрупповые и индивидуальные. Они способны изменяться в связи с возрастом человека и обстоятельствами его жизни. Известны и другие классификации ценностей. Так, Г. Олпорт вычленяет ценности теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. В свою очередь, духовные ценности подразделяет на две группы базовые, стабильные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) (Aulport G.W. Trait in Motivations' // Am. Journal of Orthopsychiatry. 1953. V. 23.) Потребовалось выявление доминирующей направленности ценностных ориентаций, формируемых с помощью образования. Так, исследования Е.В. Васиной, изучавшей структурно-динамические и содержательно смысловые характеристики ценностных ориентаций юношества, позволили выявить различия между реальными и социально одобряемыми ценностями. Согласно ее исследованию, в последнем десятилетии произошло увеличение ценностей индивидуального человеческого существования и уменьшение ориентаций на |
вали err темпов и уровней его развития, ибо при их рассогласовании начинается торможение общественно значимых процессов. Целостность, стабилъносгь личности человека определяется также его образом жизни, умением адаптироваться и вписаться в социальный контекст, оказать влияние на ход событий и судьбы других людей. Названные параметры характеризуют социальный потенциал человека, основным критерием которого является мера содействия развитию духовных сил и способностей других личностей. Становлению личностно-ориентированного образования способствовало также накопление в психологической науке данных о личности как социальном феномене, о ее стержневых свойствах, предегавленных в массовом сознании, о структурных единицах личности, позволяющих анализировать ее проявления в деятельности, объяснять смену внутренних психологических побуждений. Были выявлены детерминанты, их обусловливающие. К числу отнесены: ценности, нормы и установки, которые создают единую нормативную систему, регулируют поведение людей и различных социальных групп. В ее функции аходит: ориентация при выборе способов действий, проверка и отбор идеалов, выстраивание целей и определение способов их достижения, поддержание социального порядка, участие в нормообразовашш и осуществлении социального контроля. Так как ценности и нормы являются частью общественного сознания, частью культуры и частью сознания отдельного человека, то изменившиеся социальные условия жизни российского общества потребовали пересмотра раннее сложившейся нормативной системы и усвоения новой системы ценностей. Сделать ото вне образовательного процесса практически невозможно. Следовательно, образование должно было быть не только переориентировано на новую систему ценностей, но и выработать эффективные способы и технологии их формирования у субъектов обра24 зовательного процесса. Эта задача оказалась для реформируемого отечественного образования одной из наиболее сложных. Это объясняется тем, что изменившиеся ценности должны были стать не только социально санкционированными, но и желательными для растущего человека В качестве ценностей выступают идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Выделяют следующие группы ценностей: универсальные, внутригрупповые и индивидуальные. Они способны изменяться в связи с возрастом человека и обстоятельствами его жизни. Известны и другие классификации ценностей. Так. Г.Олпорт вычленяет ценности теоретические, социальные, политические, религиозные, эстетические, экономические. В свою очередь, духовные ценности подразделяют на две группы базовые, стабильные (ценности-цели) и инструментальные (ценносги-средства) [221 ]. Потребовалось выявления доминирующей направленности ценностных ориентаций, формируемых с помощью образования. Так. исследования Е. В. Васиной, изучавшей структурно-динамические и содержательно смысловые характеристики ценностных ориентаций юношества, позволили выявить различия между реальными и социально одобряемыми ценностями. Согласно ее исследованию, в последнем десятилетии произошло увеличение ценностей индивидуального человеческого существования и уменьшение ориентаций на широкую человеческую общность [181]. В социальном взаимодействии и человеческих взаимоотношениях реализуются социальные нормы, которые являются специфическими эталонами и позволяют устанавливать модальность до.яжного (приемлемого или запрещенного) с точки зрения общества Без их усвоения невозможно упорядочивание жизни ни отдельных индивидов, групп, но и общества в целом. Образовательные учреждения призваны формировать и изменять 25 |