78 можно отнести коммуникативные (диалоговые) технологии, проблемное обучение и др. Возможности игровых технологий достаточно широки: способность перерасти в обучение, творчество, терапию, модель человеческих отношений. Игру как метод обучения используют в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля и др.); как элемент более обширной технологии. В научной литературе хорошо представлены технологии развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.240). Новым словом в этом направлении является технология личностно-ориентированного обучения, автор которой доктор психологических наук, профессор И.С. Якиманская (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. №2. С.31-41). Данная технология представляет собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и учения как индивидуально значащей деятельности отдельного учащегося. Ее содержание, методы и приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной познавательной деятельности. Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающимся обучением (СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М., 1998. С.256). Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит А.А. Ухтомскому. Образовательный процесс направляется на самосовершенствование личности, включающее в себя установки на самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуля |
учебного диалога,, форм контроля за личностным развитием учащегося в ходе овладения знаниями. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В игровых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Сюда же можно отнести коммуникативные (диалоговые) технологии, проблемное обучение и др. Возможности игровых технологий достаточно широки: способность перерасти в обучение, творчество, терапию, модель человеческих отношений. Игру как метод обучения используют в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля и др.); как элемент более обширной технологии. Введение игровых технологий в образовательный процесс позволяет развивать следующие черты: свободный выбор развивающей деятельности; активность (которая чаще является следствием целенаправленных педагогических воздействий) и творческость (’’поле творчества”); эмоциональную приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренцию, аттракцию и др. Игра в учебном процессе имеет целеполагание, планирование, цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора, соревновательностью, удовлетворением потребности в самоутверждении, самоэффективности, самореализации, самоуважении и самопринятии. В научной литературе хорошо представлены технологии развивающего 104 обучения Я.В.Занкова, Д.Б.Эльхонина В.В.Давыдова [60]. Новым словом в этом направлении является технология личностно-ориентированного обучения. автор которой доктор психологических наук, профессор И.С.Якиманская [235]. Данная технология представляет собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного учащегося. Ее содержание, методы и приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной познавательной деятельности. Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может бьпъ названа саморашиваюшимся обучением (Г.КХ'елевко, 1997). Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит А.А.Ухтомскому. Образовательный процесс направляется на самосовершенствование личности, включающее в себя установки на самообразование, самоутверждение, самоопределение, caMopei-улятшю и самоактуализацию. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского педагога и психолога Д.Дьюи. Сегодня под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под рукововдсггвом учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных процессов. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих дейст105 |