105 первую очередь, развитие человека в качестве субъекта [110, С. 127-128]. Развитие учения в контексте предметной целенаправленной деятельности и развитие личности как субъекта выступают в диалектическом тождестве. Это дуалистическое развитие, по мнению Н.С.Злобина, означает расширение, углубление социального опыта личности, распредмечивание его результатов, которые и представляют собой механизм формирования способности индивида использовать накопленное ранее знание для выработки способов их развития. Для индивида результаты предшествующего опыта выступают не в качестве «надиидивидуальной программы», заранее определяющей его действия, а как социально обусловленное адресование индивиду его возможностей выступить активным субъектом, постигать и развивать опыт предшествующих поколений. Рассмотрение под этим углом зрения процесса учения представляется как реализация социальной сущности личности, как самоосуществление и самореализация последней в этой деятельности. В учении субъект предстает как субъект активный, самоопределяющийся относительно объекта, рефлексирующий на свои способности к творчеству, ориентированный на объект, встраивающий этот объект в свой собственный внутренний мир. Поэтому мир учения, вовлеченный в орбиту объективной деятельности, есть мир самого человека (его внутренняя субстанция, внутренняя «среда познания», а не просто «внешняя образовательная среда»). Поэтому представляется очевидным вывод, что не может быть деятельности учения вне и помимо деятельностной активности человека, так как то, что познает человек в объективной действительности, определяется не только действительностью, но и, пожалуй, в большей степени самим человеком. Обучающийся как субъект учебной деятельности становится в этой связи ее центром. Собственно центрация в этом смысле изначально может |
развитие личности как субъекта выступаю т в диалектическом тождестве. Это дуалистическое развитие, по мнению Н.С.Злобина, означает расш ирение, углубление социального опы та личности, распредмечивание его результатов, которые и представляю т собой механизм формирования способности индивида использовать накопленное ранее знание для выработки способов их развития. Для индивида результаты предшествующ его опыта выступают не в качестве «надиндивидуальной программы», заранее определяющей его действия, а как социально обусловленное адресование индивиду его возможностей выступить активным субъектом, постигать и развивать опыт предш ествующ их поколений. Рассмотрение под этим углом зрения процесса учения представляется как реализация социальной сущности личности, как самоосущ ествление и самореализация последней в этой деятельности. В учении субъект предстает как субъект активный, самоопределяю щ ийся относительно объекта, рефлексирующ ий на свои способности к творчеству, ориентированный на объект, встраивающ ий этот объект в свой собственный внутренний мир. Поэтому мир учения, вовлеченный в орбиту объективной деятельности, есть мир самого человека (его внутренняя субстанция, внутренняя «среда познания», а не просто «внешняя образовательная среда»). П оэтому представляется очевидным вывод, что не может быть деятельности учения вне и помимо деятельностной активности человека, так как то, что познает человек в объективной действительности, определяется не только действительностью , но и, пожалуй, в большей степени самим человеком. Обучающ ийся как субъект учебной деятельности становится в этой связи ее центром. Собственно центрация в этом смысле изначально может служить для постановки проблемы человека как субъекта, поскольку' благодаря этому он определяет не только свою роль относительно компонентов объекта, но и место последних внутри себя, в рамках своих отношений. В качестве субъекта собственной деятельности человек выступает активным источником самоизменения, саморазвития. В этом случае «личностные |